The Village продолжает неделю предпринимательства. В течение пяти дней мы будем рассказывать о том, какие изменения произошли в жизни бизнесменов за последнее время. Мы составим рейтинг лучших молодых предпринимателей России и расскажем, как живут жёны преуспевающих бизнесменов. Этот материал — о том, как скандалы вредят или, напротив, помогают компании.

   

7 разгневанных мужчин: Самые известные бизнесмены-скандалисты. Изображение № 2.

Павел Дуров

Telegram, экс-совладелец «ВКонтакте»

Хотя Дурова многие воспринимали как непубличного интеллектуала, время его руководства «ВКонтакте» нередко сопровождалось скандалами. Тогда СМИ подхватывали чуть ли не каждое высказывание Павла, а он в свою очередь комментировал материалы на их страницах в своей соцсети и с удовольствием обвинял в непрофессионализме. 

На конференции «РИФ 2011» глава холдинга Mail.Ru Group (владела 32,5 % «ВКонтакте») Дмитрий Гришин сообщил, что не прочь получить контроль над соцсетью. Правда, потом заявил, что он не это имел в виду. Дуров в ответ выложил в Instagram фото, на котором показывал средний палец. И подписал снимок: «Официальный ответ треш-холдингу Mail.Ru на его очередные потуги поглотить „ВКонтакте“».

Павел неоднократно заявлял о своём негативном отношении к продуктам Mail.Ru Group, несмотря на то что компания была акционером соцсети. Кроме того, он почти никогда не шёл на уступки по просьбе Кремля, а вместо этого размещал на своей странице обращение к пользователям и сообщал о коварных планах правительства. Например, так случилось, когда во время митингов оппозиции 2012 года Дурова попросили удалить несколько страниц во «ВКонтакте».  

Павел прославился также любовью к психологическим экспериментам. В День города Санкт-Петербурга он выкидывал из своего офиса пятитысячные купюры и наблюдал, как люди вырывали их друг у друга. Позже он сообщил, что затею быстро пришлось прекратить, потому что горожане начали звереть. Сам Павел считает, что людей, которые воспринимают деньги как самоцель, нужно подвергать остракизму.

Ещё один скандал случился в декабре 2012 года, когда певец Сергей Лазарев заявил, что подаст в суд на «ВКонтакте» за нарушение авторских прав, потому что его альбом распространяется в соцсети бесплатно. В ответ Дуров удалил треки певца из социальной сети. При попытке прослушать их пользователь видел сообщение «Многие песни удалены, а те, что можно найти, нельзя послушать, потому что они „изъяты из публичного доступа в связи с низким качеством исполнения“».

 

7 разгневанных мужчин: Самые известные бизнесмены-скандалисты. Изображение № 3.

Константин Калинов

Aviasales

Основатель проекта по поиску авиабилетов Aviasales часто удивляет как коллег, так и пользователей резкими постами в Facebook. В борьбе с конкурентами Калинов тоже использует любые методы. В июле директор по развитию и маркетингу Anywayanyday обратил внимание на множество сайтов — партнёров Aviasales, зарегистрированных на доменах, напоминающих Anywayanyday. «Ты мне тут херню какую-то присылаешь, я не вижу тут никакого нарушения... Учись думать, прежде чем писать», — ответил Калинов в комментариях к новости на The Village.

Летом предприниматель ополчился на основателя сайта бронирования билетов «Островок.ру» Сергея Фаге и с тех пор не оставляет его в покое. В Facebook появилась отдельная группа «Клуб обидевших Фаге», где пускают шутки в адрес Фаге и учат английский

История нелюбви началась, когда однажды, будучи в Бейруте, Калинов не смог забронировать номер с помощью «Островка». «Я звоню Фаге (отныне хоббит), не берёт трубку. Скидываю ему СМС, типа это я. Снова перезваниваю. (Всё вместе заняло около минуты.) Хоббит берёт трубку, я описываю ему свою ситуацию, прошу пнуть сапорт и решить эту *****. Получаю краткий ответ: „Иди на ***, я сплю“. (Время по мск около полуночи, пятница.) Охренеть не встать, если бы кто-то из индустрии позвонил бы хоть в 4 утра, я бы встал и порешал всё, что в моих силах. Я уверен, большинство поступило бы так же», — писал он на своей странице. В дальнейшем Калинов проявлял креативность. Например, он купил рекламу по отельным запросам со словами: «Ищешь отель? И Серёжа тоже!» 

Есть и глобальная причина, по которой Калинова раздражает Фаге и «Островок.ру» в целом. «Тут некоторые меня спрашивают, а чё ты так на Фаге взъелся? (Большинство не спрашивают, ***, просрать 35м и не сделать работающий екомерс продукт — это просто *** супермегафейл, но дело не в этом)».

Многие лайкают посты Константина и разделяют его точку зрения. Другие считают его хамом и алкашом и занимают сторону Фаге.

 

7 разгневанных мужчин: Самые известные бизнесмены-скандалисты. Изображение № 4.

Сергей Фаге

«Островок.ру»

Сам Фаге в последнее время стал куда менее публичным. Чаще всего о нём вспоминают благодаря усилиям Калинова. Однако ещё год назад Сергей и сам был не прочь поскандалить. Он в красках объяснял, почему российские стартапы работают плохо и завидуют его успеху среди инвесторов. Писал даже патриотичные колонки о необходимости пользоваться российскими продуктами — их принимали прохладно, потому что сам «Островок» зарегистрирован не в России. Критике подвергалась и работа самой компании — СМИ писали о привлечённых миллионах инвесторских денег при этом непонятном объёме выручки и числе пользователей.

В 2012 году Фаге уличил популярного рекрутера Алёну Владимирскую во лжи. По его словам, Алёна написала письмо топ-менеджеру сервиса бронирования Kayak.com. В нём она, пытаясь зарекомендовать себя как эксперта по набору персонала в тревел-проекты Рунета, упомянула участие в поиске сотрудников для «Островка». Сама Алёна обвинения отвергла. «Последней каплей стало то, что Алёна начала писать в „Твиттере“ про нас всякие глупости. Одной рукой пользуется нашим брендом для обмана потенциальных клиентов, а другой нас же поливает грязью. Цинично», — написал Фаге.

Сергей также прославился своей обидчивость. Так, после выхода материала на Hopes & Fears об «Островке» он отказывался давать комментарии редакции.

 

7 разгневанных мужчин: Самые известные бизнесмены-скандалисты. Изображение № 5.

Олег Тиньков

Tinkoff Bank

Предпринимателю Тинькову, который сейчас занимается развитием банка, даже советовали открыть SMM-агентство: так хорошо он отрабатывает инфоповоды и привлекает внимание к своей персоне. Один раз Тиньков написал у себя в Facebook, что готовит к запуску собственную авиакомпанию — подобную той, что управляет Ричард Брэнсон. На презентации собралось много журналистов и партнёров банка. Оказалось, что Тиньков всего лишь представил новую карту по накоплению миль.  

Олег любит обвинять журналистов, особенно газету «Ведомости», в умышленном передёргивании фактов. Например, возмутился заголовком «Тиньков потерял $254 млн» и сообщил, что это месть за его предыдущую критику работы издания. «Это ещё раз показывает, какие у нас тупари работают в СМИ. Вместо здравого анализа — сплетни и отмщения. Школота и позорники», — отметил Тиньков.

Предприниматель не сбавляет оборотов: после каминг-аута главы Apple Тима Кука он сообщил, что тоже гей и этим гордится, приложив в доказательство фото с другом. В результате в СМИ появилось много публикаций, а Тиньков снова заявил, что журналисты — бездари и не умеют проверять факты.

 

 7 разгневанных мужчин: Самые известные бизнесмены-скандалисты. Изображение № 6.

Ян Кум

WhatsApp

В августе предприниматель, отвечая на вопрос об отношении к новому проекту Дурова, Telegram, внезапно резко высказался в его адрес: «Павел Дуров умеет только копировать такие продукты, как Facebook и WhatsApp. У него никогда не было оригинальных идей и не будет». 

Позже Кум выступил с похожим заявлением, обвинив в плагиате Apple, которая представила новую мобильную платформу iOS 8. В ней, помимо прочего, обновился стандартный мессенджер сообщения. Кум заявил в своём Twitter, что ему «очень лестно видеть, что Apple „заимствовала“ многочисленные особенности WhatsApp для iMessage в iOS 8».

Недавно Ян опубликовал первый и единственный пост в Facebook. В нём не говорилось ни слова о WhatsApp: предприниматель просил прощения у девушки, с которой встречался в 1996 году. Он писал, что вёл себя «плохо и иррационально» после разрыва и теперь очень сожалеет об этом. «За последние годы я очень много думал о своём сложном периоде жизни. Есть много вещей, о которых я сожалею и которые я бы хотел исправить, вернувшись назад, но я также очень много работал над собой. Я старался быть хорошим партнёром и хорошим другом. Я раскаиваюсь за то, что было раньше, но я многое понял и могу честно сказать, что произошедшее 20 лет назад не отражает то, что я представляю собой сегодня», — признавался он.

 

 7 разгневанных мужчин: Самые известные бизнесмены-скандалисты. Изображение № 7.

Дов Чарни

American Apparel

The Village уже писал о том, как сооснователь компании в последние годы превратился в источник скандалов и проблем. Изначально бренд строился на провокационной рекламе. Например, в вещах компании позировали порнозвёзды Лорен Феникс, Шарлотт Стокели и Фэй Рейган. 

Самого Дова обвиняли в мастурбации во время бизнес-интервью и сексуальных домогательствах. С середины 2000 года сотрудницы компании стали обращаться в суд. Дов всё отрицал, однако ему пришлось выплатить 1,3 миллиона долларов женщине, которая сообщила о «невыносимых условиях работы». После этого в трудовом договоре дописали пункт о том, что человеку известно о «сексуально заряженной атмосфере в компании». 

В этом году Дов не изменил себе и снова приковал к себе внимание СМИ, опубликовав видео, где он танцует голышом. Вскоре появилось сообщение: Дов Чарни отстранён от работы советом директоров «за неэффективность, не сексуальные домогательства».

Huffington Post составил список из десяти скандалов в American Apparel, которые пошли на пользу бренду. В нём перечисляются практически все грехи предпринимателя: расизм, незаконное увольнение и реклама, доведение компании до банкротства, оскорбления покупателей и прочее.

 

 7 разгневанных мужчин: Самые известные бизнесмены-скандалисты. Изображение № 8.

Майк Джеффри

 Abercrombie & Fitch

Глава другой марки одежды пошёл по стопам Чарни и тоже стал развлекать людей скандальными новостями. В 2013 году издание Elite Daily составило список самых нелепых высказываний Майка. 

Компанию обвиняют в ненависти к толстым людям. Так, Abercombie & Fitch не выпускает одежду больших размеров. Если в линейке American Eagle присутствуют американские размеры вплоть до 18-го, то в Abercombie самый большой — 10-й. По словам Майка, ему не хочется, чтобы полные люди носили бренд. «Мы особенные? Это факт. Проблемы есть у тех компаний, которые стараются угодить всем: молодым, старым, толстым и худым. Они становятся просто ванильными».

Майк объясняет свой подход тем, что его клиенты, как и он сам, не хотят видеть некрасивых людей и с плохой фигурой в той же одежде, которую носят они. 

В другой раз Майка обвинили в цинизме, потому что компания пытается сделать маленьких девочек сексуальными, выпуская развратное нижнее бельё. Джеффри удивился: компания просто продаёт красивое бельё, и не надо придавать этому столько значения. «Столько безумия и шума происходит в стране вокруг секса. Глупо устраивать шумиху из-за стрингов. Я понимаю, что можно расстраиваться, когда маленькая девочка ходит гулять с извращенцами. С другой стороны, зачем позволять ей это делать?» — недоумевал он.