Этот год сопровождался мощными политическими и экономическими изменениями. The Village посмотрел, как они повлияли на стоимость российских  публичных интернет-компаний, а также стартапов.

 

 

Yandex

 

19 декабря 2013 года

13 миллиардов долларов

19 декабря 2014 года

5,7 миллиарда долларов

Падение

56 %

 

Леонид Делицын

«Финам»

Первая причина падения — общая для российской экономики. «Яндекс» получает свою выручку в России, и она рублёвая. Вторая причина связана с тем, что «Яндекс» испытывает определённые сложности в конкуренции с Google в смартфонах.

Google как доминирующий производитель Android может затруднять распространение услуг конкурентов, в том числе поисковых. За последние два года доля сайтов, на которые мы заходим с мобильных, выросла до трети. Каждую третью страницу открывают с мобильного устройства. «Яндекс» не производит мобильную систему, поэтому ему сложнее достучаться до пользователя.

По идее, политическая ситуация и санкции должны позитивно влиять на стоимость «Яндекса». Только что прошла новость, что наши зарубежные коллеги выделяют 60 миллионов долларов на доступ россиян к свободной прессе в интернете. Это позитивно сказывается на оценке международного рынка.

Даже если появилась проблема с «Яндекс.Новостями», это незначительная часть Яндекса, тем более с точки зрения бизнеса. Малую долю выручки получает «Яндекс» и от медийной рекламы, не больше 10 % рекламных доходов. Его основной источник доходов — контекстная реклама, а к ней обращается в основном малый и средний бизнес. Считается, что они не так сокращают расходы, как большие компании. Потому что не вкладываются в бренд, а покупают клики для того, чтобы продавать. Так что контекстная реклама наиболее устойчива.

 

 

Mail.ru Group

 

19 декабря 2013 года

8,7 миллиарда долларов

19 декабря 2014 года

3,6 миллиарда долларов

Падение

56 %

 

Леонид Делицын

«Финам»

Эта компания лучше диверсифицирована, чем «Яндекс». Если «Яндексу» почти все доходы приходят от контекстной рекламы, у MRG они поделены на три равные части. Самая большая — доходы от дополнительных услуг в соцсетях, вторая — онлайн-игры, третья — интернет-реклама. Есть и другие более мелкие источники дохода.

В прошлом году Mail.ru Group удалось монополизировать соцсети в Рунете, их единственный конкурент теперь Facebook с незначительной долей рынка. Но над MRG висит такая же опасность, как и над «Яндексом», — Google, который в некоторых сегментах может диктовать свои условия.

 

 

Qiwi

 

19 декабря 2013 года

2,8 миллиарда долларов

19 декабря 2014 года

1 миллиард долларов

Падение

62 %

 

Леонид Делицын

«Финам»

Qiwi, кроме прочего, может быть жертвой опасений того, что нас отключат от SWIFT или что вообще с нами прекратят вести электронные операции. При этом в 2013 году компания очень сильно взлетала, поэтому падение существенное. Но, в отличие от предыдущих двух компаний, Qiwi торгуется выше цены размещения (было 17 долларов, сейчас она стоит 20 долларов).

То, что три рассмотренные нами компании упали в цене примерно на одинаковую величину, подсказывает, что причина не в ошибках менеджмента или особенности ниш, в которых они работают. Главная причина — страновые риски. Инвесторы боятся, что всё у нас будет плохо, и освобождаются от этих бумаг.

 

Как чувствуют себя стартапы? 

Леонид Делицын

«Финам»

Стартапам придётся жить как десять лет назад. Последние два-три года люди начали воспринимать стартап как образ красивой жизни. Бросали работу, чтобы воплощать в жизнь свои смелые идеи. С одной стороны, это хорошо. С другой, они забирали сильных специалистов для того, чтобы в основном создавать клоны западных сервисов, среди которых было много откровенно плохих.

Теперь будут работать два фактора. С одной стороны, люди будут меньше рассчитывать на инвестиционные деньги. Российские инвесторы весь этот год говорили, что будут вкладываться в проекты других стран — Израиль, Восточная Европа или Америка. C другой, у безработных людей много идей, и они склонны создавать новые проекты. Они будут создавать стартапы, но уже рассчитывая на собственные средства. Это благотворно повлияет на рынок — стартапами займутся более серьёзные люди.

Многие раньше говорили об IPO, хотя вряд ли на него всерьёз надеялись, другие просто рассчитывали создать клон и продать его западным компаниям. Есть проекты, которые придумывают безумные инженеры — с сильной визионерской или технической составляющей. А есть проекты, которые придумывают инвестбанкиры, которые считают, что сейчас хорошо создать и раскрутить такую штуку. Под проекты купонов привлекались сотни миллионов долларов, под проекты туристического онлайн-бизнеса — десятки. Если такие проекты будут банкротиться, это можно воспринимать как оздоровление рынка.

 

Константин Синюшин

сооснователь фонда Untitled Venture Company

Я вообще оптимист, поэтому считаю, что посевной стартап, оцениваемый после привлечения инвестиций в миллион долларов по курсу 30 рублей два года назад, сегодня стоит в два раза меньше по курсу 60, максимум 500 тысяч долларов. Но я оптимист. 

Дешевеют компании не только по причине валютных ножниц или снижения рублёвой выручки в валютном выражении, но и из-за роста рисков, связанных с юрисдикцией основных производственных площадок, находящихся в кризисном положении.

 

Юрий Александров

инвестиционный директор Klever Group

Инвестиции сейчас обесцениваются, поскольку компании работают в России и получают прибыль в рублях. Она в долларах упала в два раза, и стоимость компании при прочих равных тоже. Если компания имеет рублёвые издержки (например, персонал и офис в России), а продаёт свои услуги за рубежом за валюту, то у неё, наоборот, всё должно быть в шоколаде. Такую ситуацию можно наблюдать у Kaspersky Lab или Luxoft. Обратный пример — компании, которые получают основную выручку в рублях, а тратят деньги в другой валюте. У Aviasales зарплата привязана к доллару, а деньги они зарабатывают на российком рынке.  Кроме того, они завязаны на нашем туристическом рынке, который упал в несколько раз. 

Конечно, девальвация — не единственная причина падения стоимости компаний. Прогнозы роста существенно уменьшаются. В российском сегменте есть много компаний, которые завязаны на интернет-рекламе. Их основные заказчики — финансовые институты и автомобили, и то и другое явно будет меньше рекламироваться. У таких компаний оценка может понизиться не в два раза, а в пять или шесть.