Система бережливого производства (lean manufacturing) зародилась в недрах концерна Toyota, а потом стала популярной во всём мире. В её основе — постоянное стремление сократить издержки и лишние операции на разных этапах создания продукта. Работающие по ней компании стимулируют сотрудников придумывать различные усовершенствования (кайдзены) и тратить рабочее время максимально эффективно. Такой подход к работе особенно актуален, когда надо сокращать издержки. The Village узнал у представителя компании, которая с 2007 года работает по системе lean, как её можно внедрять в России.

Елена Артющенко

заместитель генерального директора агрохолдинга «Кубань» («Базовый Элемент») 

Оптимизация расходов

Чтобы начать оптимизацию расходов, для начала нужно понять, откуда берутся затраты. Бухгалтер не всегда детализирует расходы по статьям, а руководителю важно это знать. Когда мы начали внедрять японскую систему lean в 2007 году, мы провели множество встреч со специалистами наших ферм и подразделений холдинга. Чтобы выяснить, на что тратятся деньги, мы в течение года общались со специалистами среднего звена. Это один из принципов lean: всё внимание на производственные участки — люди на рабочих местах знают лучше. Многим поначалу не нравился такой тщательный контроль расходов, но мы смогли привести в порядок учёт. Руководители подразделений теперь могут отслеживать, как формируются затраты, и корректировать их в режиме реального времени, а не ждать до конца месяца, когда придут расчёты из бухгалтерии.

Наши механики постоянно думают о том, как усовершенствовать технику, чтобы она меньше изнашивалась. За каждую идею, позволяющую увеличить срок работы машин, мы выплачиваем сотрудникам денежное вознаграждение.