Специально для The Village сайт HeadHunter провёл исследование и узнал, подталкивает ли кризис сотрудников к получению новых знаний. В опросе приняли участие 1 368 человек. Мы также узнали у организаторов курсов, чему сейчас хотят научиться те, у кого уже есть диплом и профессия. 

 

Получали ли вы когда-нибудь
дополнительное образование?

Образовательные курсы

42 %

Краткосрочные тренинги (1–2 дня)

41 %

Языковые курсы

25 %

Второе высшее

14 %

   

Краткосрочное бизнес-образование (6–12 месяцев)

8 %

МВА

2 %

Другое

6 %

Нет

17 %  

Планируете ли вы в течение ближайшего года отправиться на получение дополнительного образования?

Языковые
курсы

42 %

Образовательные курсы

35 %

Краткосрочное бизнес-образование (6–12 месяцев)

26 % 

Краткосрочные тренинги (1–2 дня)

26 %

   

Второе высшее

16 % 

МВА

13 %

Другое

3 % 

Нет

15 % 

 

Планируете ли вы в течение ближайшего года отправиться на получение дополнительного образования? В разрезе профобласти (ответили «да»)

Маркетинг/
Реклама/PR

96 %

Управление персоналом / Тренинги

93 %

Искусство/ Развлечения/ Масс-медиа

90 %

Медицина/ Фармацевтика

90 %

   

Юристы

90 %

Административный персонал

89 %

Производство

89 %

Бухгалтерия / Финансы предприятия

88 %

   

Банки/ Инвестиции/ Лизинг

86 %

Туризм/ Гостиницы/ Рестораны

86 %

Консультирование

86 %

Строительство/ Недвижимость

86 %

   

Продажи

84 % 

Информационные технологии / Телекоммуникации

84 %

Спортивные клубы / Фитнес / Салоны красоты

83 %

Автомобильный бизнес

82 %

   

Закупки

79 %

Высший менеджмент

79 %

Транспорт/ Логистика

78 %

Наука/Образование

77 %

   

Добыча сырья

73 %

Безопасность

61 %

Рабочий персонал

60 %

 

Какими целями вы руководствуетесь, понимая, что вам требуется дополнительное образование?

Профессиональное развитие
и карьерный рост

82 %

Получить дополнительные
знания

78 %

   

Повысить квалификацию

71 %

Получить возможность претендовать на более высокую зарплату или позицию

61 %

    

Обзавестись новыми полезными контактами

23 %

Повысить самооценку

17 % 

    

Возможность украсить резюме

7 %

Не отставать от коллег: сейчас модно получать дополнительное образование

2 %

   

Другое

1 % 

  

 

Вы планируете получить дополнительное образование
в первую очередь:

По своей профессии

56 %

Не по своей профессии

44 % 

Какую сумму вы готовы потратить на получение дополнительного образования?

Второе высшее 

До 5 тысяч рублей

4 % 

5–10 тысяч рублей

3 % 

10–20 тысяч рублей

7 %

   

20–30 тысяч рублей

21 %

30–50 тысяч рублей

23 %

Более 50 тысяч рублей

42 %

   

в среднем готовы потратить: 41 134 рублей

МВА 

До 5 тысяч рублей

9 %

5–10 тысяч рублей

7 %

10–20 тысяч рублей

13 %

   

20–30 тысяч рублей

14 %

30–50 тысяч рублей

14 %

Более 50 тысяч рублей

42 % 

   

В СРЕДНЕМ ГОТОВЫ ПОТРАТИТЬ: 37 245 рублей

Краткосрочное бизнес-образование

(6–12 месяцев)

До 5 тысяч рублей

14 %

5–10 тысяч рублей

19 % 

10–20 тысяч рублей

23 % 

   

20–30 тысяч рублей

18 %

30–50 тысяч рублей

12 %

Более 50 тысяч рублей

14 %

   

В СРЕДНЕМ ГОТОВЫ ПОТРАТИТЬ: 22 920 рублей

Языковые курсы

До 5 тысяч рублей

25 %

5–10 тысяч рублей

26 %

10–20 тысяч рублей

23 %

   

20–30 тысяч рублей

12 %

30–50 тысяч рублей

8 %

Более 50 тысяч рублей

6 % 

   

В СРЕДНЕМ ГОТОВЫ ПОТРАТИТЬ: 15 979 рублей

Образовательные курсы

До 5 тысяч рублей

21 %

5–10 тысяч рублей

29 %

10–20 тысяч рублей

26 %

   

20–30 тысяч рублей

13 %

30–50 тысяч рублей

7 %

Более 50 тысяч рублей

4 %

   

В СРЕДНЕМ ГОТОВЫ ПОТРАТИТЬ: 15 239 рублей

Краткосрочные тренинги

(1–2 дня)

До 5 тысяч рублей

60 %

5–10 тысяч рублей

21 % 

10–20 тысяч рублей

11 % 

   

20–30 тысяч рублей

5 %

30–50 тысяч рублей

2 %

Более 50 тысяч рублей

1 %

   

В СРЕДНЕМ ГОТОВЫ ПОТРАТИТЬ: 7 534 рублей 

 

Что вас останавливает от получения дополнительного образования?

Нет времени этим заниматься

45 % 

У меня нет денег

35 % 

   

Мне это не нужно, я достаточно
подкован(а)

25 %

Все интересные для меня курсы я уже прошёл(ла)

3 %

   

Другое

5 %

 

 Опрос проводился cлужбой исследований HeadHunter специально для The Village 15–17 апреля 2015 года среди 1 368 сотрудников российских компаний.

Чему сейчас хотят научиться люди?. Изображение № 1.

Дмитрий Гужеля

основатель проекта «Универсариум»

 Спрос на курсы по переподготовке кадров всегда очень высок. Самые популярные направления — маркетинг, менеджмент, финансы и IT-технологии. При этом обучающиеся делятся на две почти равные группы. Первые — это те, кто выбирает направления подготовки/переподготовки самостоятельно в надежде, что знания в будущем, которое не вполне определено, обязательно пригодятся и никогда не будут лишними. Таких потенциальных слушателей в кризис, конечно, стало больше. Вторая группа людей целенаправленно выбирает конкретное направление обучения или приходит по направлению/инициативе работодателя, или в надежде претендовать на определённую вакансию — таких стало меньше, так как в кризис идут сокращения затрат на корпоративное обучение, да и количество открытых вакансий заметно поубавилось.

Люди действительно стали чаще переучиваться. Но мы считаем, что с кризисом это не связано. Сейчас всё больше людей понимают, что только непрерывное обучение и постоянное повышение квалификации (причём в том числе и в смежных отраслях) позволяют им быть конкурентоспособными на рынке труда. Кризис, безусловно, внёс свою лепту и подстегнул тех людей, которые по ряду причин откладывали начало занятий на образовательных платформах, начать-таки обучение.

Самые востребованные у нас — экономические курсы и курсы, связанные с саморазвитием по различным направлениям. Кроме того, у нас пользуются популярностью курсы, созданные  совместно с ведущими работодателями страны. Например курс, запущенный совместно со Сбербанком, по итогам прошлого года стал самым популярным среди слушателей, на него записались более 80 тысяч человек. Сейчас у нас также идут два курса от работодателей: один для журналистов, второй для товароведов. Оба курса — несмотря на то что они только начались — уже одни из самых популярных на портале: более 10 тысяч подписок. Учитывая, что курсы ближе к концу набирают ещё 40–50 % аудитории, они могут выйти на лидирующие места по популярности среди курсов, которые сейчас проходят на платформе. 

Чему сейчас хотят научиться люди?. Изображение № 2.

Максим Спиридонов

сооснователь и генеральный директор «Нетологии-групп»

 Несомненно, ухудшение экономического положения подталкивает людей к поиску решений для повышения своих компетенций и получению новых навыков. IT и интернет традиционно наименее затронул кризис. Ожидаемо, что именно здесь можно наблюдать приток кадров из других отраслей. Для таких людей становится актуальным вопрос получения профессии.

В рамках одного из направлений «Нетологии» — онлайн-университета — мы предлагаем двухмесячные образовательные программы. За такой небольшой срок студент осваивает одну из интернет-специальностей и уже может претендовать на junior позиции. Раньше этот продукт был интересен в основном начинающим специалистам, сейчас среди студентов стали появляться также люди, которые хотят именно сменить профессию и поменять профиль деятельности.

При этом нельзя сказать, что мы видим всплеск активности пользователей.
Но несмотря на ухудшение финансового положения большинства сограждан, продажи подписки на курсы не упали, а растут с прежней динамикой. Это свидетельствует о том, что у людей появился дополнительный стимул к учёбе.