Москва стремится к чистоте, несмотря на кризис. Помимо клининговых компаний, которые ориентируются в основном на корпоративных клиентов, и частных уборщиц (телефоны самых толковых из них домохозяйки передают друг другу, как тайное знание), настоящий бум переживают сервисы уборки. Основатели таких сервисов сравнивают свои стартапы с Uber, но ничего криминального в их бизнесе нет: они разрабатывают платформу, которая позволяет занятым москвичам найти уборщицу, а исполнителям — выбрать подходящий заказ. The Village разобрался, почему эта услуга становится всё более популярной.

Дизайнеры за уборкой

Бывший директор Biglion и BigBuzzy в Санкт-Петербурге Дмитрий Анисимов решил взяться за уборку в январе 2014 года. «После мониторинга успешных западных стартапов и собственного опыта заказа уборки оказалось, что в России данная сфера ещё не так хорошо оцифрована и не так удобна для клиента, как хотелось бы. В США и Европе по модели Uber работают сервисы Handy, Homejoy и Helpling. Её и взял за основу для GetTidy», — говорит он.

В июле прошлого года свой клининговый сервис Qlean создали в Москве бывшие дизайнеры «Рамблера» — в первые же месяцы оборот компании перевалил за 3,5 миллиона рублей при инвестициях в миллион и продолжает расти на 30–40 % в месяц. Кроме того, на рынок вышли сервисы Woo, «Без пыли» и другие.

Тогда же группа IT-специалистов во главе с Александром Щербиной уже работала над uLime. Вместе с партнёрами он сумел открыть представительства в 12 городах России, а также в Литве, Казахстане и Белоруссии. В чём причина успеха?

«Популярность сервисов по уборке в Москве больше связана не с ростом потребительского рынка в этом сегменте, а с успехом ряда западных проектов, которые обкатали эффективную модель в клининге, на которые равняются наши стартапы», — говорит основатель сервиса поиска помощников YouDo Денис Кутергин. Он напоминает, что проект Handy привлёк 60 миллионов долларов, Homejoy — 40 миллионов, Helpling — 60 миллионов. У его сервиса клининг — это пятая по популярности категория. Всего на YouDo приходит 2 тысячи заказов в день. «В этом году особенно много запросов приходит на постоянную уборку, хотя мы позиционируемся как сервис разовых поручений», — говорит он.

По его словам, в России на рынке клининга до недавнего времени действовало два основных типа игроков: клининговые компании, у которых генеральная уборка «однушки» в Москве стоит 5–7 тысяч рублей, и огромное количество частников, у которых аналогичная уборка будет стоить 1,5–3 тысячи рублей. Разница в цене объясняется не столько жадностью бизнесменов, сколько необходимостью платить зарплаты клинерам. Частные уборщики в лучшем случае оформляются как индивидуальные предприниматели или платят 13-процентный налог на доходы физлиц. «Новые клининговые сервисы пытаются вобрать в себя все плюсы работы с частниками (более низкие издержки на ФОТ) и дают те же гарантии качества, программы лояльности, что и клининговые компании, — говорит Кутергин. — В результате заказчик получает хороший сервис за более адекватные деньги, чуть дороже чем при работе с частником напрямую».

По его словам, проблема заключается только в том, что пока российским компаниям очень сложно работать с внештатными сотрудниками. Проводя любую выплату физлицу, фирма становится налоговым агентом и должна заплатить за него налоги. Все схемы обойти эту норму несут большие риски для бизнеса: внимание налоговых органов привлекают даже массовые выплаты от юрлиц ИП, хотя они и полностью законны.

Цена вопроса

«Мы как GetTaxi и Uber, но для уборки дома, мы соединили домработниц и клиентов. При этом мы дешевле и проще клининговых компаний и точно лучше и надёжнее филиппинской уборщицы. Наши домработницы аккуратно отобраны и могут не только хорошо убрать ваш дом, но и погладить рубашки и даже приготовить», — расписывает Щербина преимущества своей компании. Благодаря охвату аудитории и оптимизации логистики уборщица экономит на дороге 1–2 часа. Она получает почасовую оплату вне зависимости от запросов клиента. В среднем уборка квартиры обходится в 1,5–2 тысячи рублей, коттеджа — в 2–5 тысяч рублей.

Средний чек петербургской компании Анисимова — 3 100 рублей. Клиент может дополнительно попросить помыть холодильник, почистить духовку или прибраться в кухонных шкафах, помыть окна и погладить одежду. У сервиса есть реферальная система бонусов: приведи друга и получи 350 рублей на счёт GetTidy.

В принципе, найти уборщицу можно и дешевле, но многие клиенты обращаются в клининговые сервисы, потому что не доверяют людям с улицы. Перед подключением к системе Qlean, к примеру, проверяет качество работы клинеров и просит их пройти тест, призванный определить, не испортят ли они что-то при уборке. Кроме того, сервисы дают гарантию на услугу. GetTidy может переделать непонравившуюся работу бесплатно. «Многие клиенты говорят, что мы делаем уборку лучше, чем частные уборщики, которые раньше у них работали, — говорит основатель сервиса Дмитрий Анисимов. — Это связано с тем, что наши клинеры хотят получить высокий рейтинг». Он сам когда-то остался в грязной квартире из-за того, что частная уборщица не смогла приехать в условленное время, — тогда он и решил, что сервис заказа уборки в любое время будет очень популярен.

Большие надежды

Вопреки стереотипам, уборку квартиры заказывают преимущественно женщины 28–40 лет, которые сконцентрированы на карьере и не хотят тратить время на уборку. Число заказчиков несколько просело в июне, но всё равно продолжает стабильно расти, несмотря на кризис. «Люди стали более внимательно относиться к своему свободному времени, — объясняет управляющий директор Qlean Роман Кумар Виас. — В кризис главный твой актив — время. И шансы пережить кризис и преуспеть в кризис зависят от того, как и куда ты инвестируешь своё свободное время». Отдавая уборку на аутсорс, горожане могут сконцентрироваться на более важных вещах, считает он. Сейчас у его компании 3 тысячи постоянных клиентов, которые заказывают по 200 уборок в день.

Менеджер Qlean считает, что хороших клининговых сервисов пока мало. «Есть много совковых компаний, которые приходят на рынок уборок частных квартир из B2B, но у них получается плохо», — говорит он.

По словам Щербины из uLime, рынок находится на этапе бурного роста: старые модели клининговых компаний показывают не лучшие результаты, тогда как новые имеют ряд преимуществ. При этом рост упирается в наём новых клинеров, сетует Анисимов. Поиск хороших исполнителей занимает много времени. Пока в его компании работает всего три офисных сотрудника и 15 клинеров, которые выполняют по десять заказов в день. Он надеется вскоре начать нанимать не только россиян, но и граждан Украины, чтобы ускорить развитие компании.

«Перспективы очень радужные, — говорит Роман Кумар Виас. — Уже совсем скоро люди осознают, что уборку квартир можно отдать профессионалам и заниматься любимыми делами». Его компания расширяет список услуг: через месяц Qlean начнёт проводить уборки после строительства и генеральные уборки, также планируется выход в другие города. Кроме того, сотрудники сервиса приводят в порядок офисы в тестовом режиме.

У других участников рынка не менее амбициозные планы. «Думаю, через несколько лет, как Uber победил таксопарки, так и uLime победит клининговые агентства», — говорит Щербина.