На прошлой неделе в Барнауле открылся первый «Макдоналдс». И вроде бы в городе есть KFC и другой фастфуд, но очередь на открытии была внушительной. В первый день барнаульский «Макдоналдс» посетили 7500 человек, а всего за три дня количество посетителей в сумме достигло 25 тысяч. Самая огромная очередь, которая вошла в Книгу рекордов Гиннесса, образовалась на открытии первого «Макдоналдса» в России, того, что на «Пушкинской». Но времена СССР давно прошли, да и многие из стоящих в барнаульской очереди их даже и не помнят, но все равно готовы часами ждать свой бургер. Мы спросили у экспертов, в чём они видят причину всего этого.


Иосиф Стернин

профессор, директор Центра коммуникативных исследований Воронежского ГУ

Посмотрел видео, как ломятся в только что открытый в Барнауле «Макдоналдс». Почему такой ажиотаж? По-моему, ничего странного в этом ажиотаже нет. Во-первых, ломятся в дверь не жители Барнаула, а барнаульские подростки. И им вовсе не бургер нужен, а просто сам открывающийся, традиционно популярный у подростков во всех городах и странах ресторан, где будут и их друзья. Там надо отметиться. Друзья сказали, что пойдут, — и мне надо, я же не могу оставаться в стороне.

Открытие «Макдоналдса» — это своего рода подростковый флешмоб. Во-вторых, почему именно «Макдоналдс»? Почему он столь популярен у наших подростков? Потому что он всемирно известен (для подростка это важно); туда все друзья ходят, об этом рассказывают и выкладывают фотографии; относительно недорогой (можем себе позволить); он американский — это круто; ещё обычно есть бесплатный Wi-Fi; ещё и родители не против этого ресторана (там нет алкоголя). В-третьих, это ведь новое, разрекламированное событие в городе — на новое надо посмотреть, надо отметиться на открытии. Новое для молодёжи всегда в приоритете. Так что ничего странного в этом ажиотаже нет. И ничего страшного тоже. Пусть лучше туда ходят, а не в «Разливное пиво».


Анастасия Менн

психолог, психотерапевт

На мой взгляд, ажиотаж в Барнауле в связи с открытием первого «Макдоналдса» связан с несколькими причинами. Во-первых, если посмотреть на фото и видео с открытия, можно увидеть, что большая часть посетителей — это подростки и родители с детьми. Не секрет, что в подростковом возрасте самое главное для тинейджера — это общение со сверстниками, тусовки с ними. Сейчас время летних каникул, когда подростки свободны от школьных забот и могут постоянно встречаться и общаться. Почему бы всем вместе не пойти на открытие первого «Макдоналдса»? Сомневаюсь, что там было много детей по одному. Все шли компанией, чтобы развлечься. Вторая группа посетителей — это родители с детьми. Для многих «Макдоналдс» ассоциируется с детством, детским досугом, люди наслышаны про обед с игрушкой (Happy Meal), можно и пообедать, и подарок ребёнку сделать. Также на открытии «Макдоналдса», судя по всему, был праздник с музыкой, то есть «Макдоналдс» сделал из своего открытия элемент шоу, что, несомненно, привлекло публику на открытие. Неизвестно, был ли такой праздник во время открытия других подобных заведений, которые уже есть в городе.

Важным фактором, который привлекает внимание, является сам бренд «Макдоналдс». Думаю, это самый известный фастфуд-ресторан для многих, практически имя нарицательное. «Макдоналдс» — это очень известный бренд. А почему нам так важен бренд? Бренд — это часть культуры, с помощью которой человек может почувствовать свою принадлежность к обществу, тем самым удовлетворяя потребность каждого человека в связи с другими.

Ну и ещё одной причиной такого ажиотажа послужила ещё одна потребность человека — потребность быть первым, сделать что-то раньше других. Вспомните очереди за iPhone в первый день продаж: там покупателями движет эта же самая потребность.


Владимир Ступников

президент iMARS Communications

Новость о «Макдоналдсе» удивила и заставила задуматься: фастфуд давно перестал быть чем-то запретным и недоступным. Да и Барнаул не последний регион, где открытие ресторана быстрого питания стало бы событием месяца. Всё-таки население города превышает 600 тысяч человек. Загадочно и даже интригующе: что такого сделал «Макдоналдс», чтобы спровоцировать подобные неравнодушные к фастфуду очереди? Скорее всего, ничего особенного. Пытаясь разобраться в причинах столь бурного ажиотажа с профессиональной точки зрения, я убедился: когда дело касается «Макдоналдса», шансов блеснуть своими маркетинговыми познаниями не остаётся.

Не надо быть психологом или гениальным пиарщиком, чтобы признать, что «Макдоналдс» может запустить одну и ту же программу I'm lovin' it и оставаться лидером рынка. «Макдоналдс» — это классика фастфуда, и даже во времена гастрономической вседозволенности она берёт своё. Ажиотаж вокруг открытия «Макдоналдса» в Барнауле можно обосновать скорее знаковым событием в жизни региона, ведь в России до сих пор есть города, статус которых определяет не территория и количество населения, а то, есть в них «Макдоналдс» или нет. «У вас в городе есть „Макдоналдс“? Нет? Вы, наверное, „замкадыш“ или просто из села?» Я действительно встречал таких людей и на их фоне смею предположить, что очередь в «Макдоналдс» в Барнауле — это праздник успеха и жирная галочка в плане стратегического развития города.

И не будем забывать, что «Макдоналдс» — это всегда праздник, веселье и радость, горящие детские глаза при виде картошки фри и доброжелательное расположение родителей при взгляде на своих счастливых детей. Возможно, открытие «Макдоналдса» в Барнауле стало для жителей чем-то ностальгически важным, пробуждающим светлые и радостные эмоции, что в наше время явление даже более редкое и менее доступное, нежели пресловутый фастфуд. Как бы мы ни старались в своих рекламных кампаниях, есть вещи, не подвластные маркетингу, и «Макдоналдс» — лучшее тому подтверждение.


обложка: Торговый центр «Лето»