Считается, что первым евангелистом стал Гай Кавасаки, устроившийся в 1984 году работать маркетологом в Macintosh. В своих книгах The Art of the Start и How to Drive Your Competition Crazy он утверждает, что маркетинг евангелиста отличается от классического тем, что зациклен не на товарах и деньгах, а на том, чтобы сделать мир лучше.

Евангелист в штате компании отвечает одновременно за коммуникации с внешним миром с партнёрами, клиентами, потенциальными заказчиками товаров и услуг — и за работу с сотрудниками: им тоже приходится объяснять, чем хорош продукт, который производит компания, вдохновлять их на новые свершения и убеждать в том, что переходить на работу к конкуренту не стоит.


О ПРОФЕССИИ

ПРОФЕССИЯ

Евангелист

КОГДА ПОЯВИЛАСЬ

В мире – более 20 лет назад, в России – около пяти лет назад как самостоятельная профессия

ОБЯЗАННОСТИ

Встречаться с потенциальными партнёрами и клиентами, рассказывать о преимуществах продукта, создавать идеологию продукта внутри компании, организовывать и проводить мероприятия и встречи, выступать спикером от компании на конференциях и в прессе

КОМУ ПОДХОДИТ

Маркетологи, специалисты PR, рекламщики

ЗАРАБОТОК

От 80 до 300 тысяч рублей

КЛИЕНТЫ

IT-компании, косметические и фармацевтические бренды, другие товары сегмента B2B

 

Больше всего евангелистов работают в IT-компаниях. Вообще, такой сотрудник нужен сектору B2B, где клиент — не рядовой потребитель, а другой бизнес, часто смежный с бизнесом самой компании. Такая аудитория потенциальных заказчиков не отреагирует на традиционную рекламу  с ней нужно общаться на одном языке, отказываясь от стандартных методов маркетинговых продаж.

«Обычно технологии, про которые рассказывают евангелисты, либо только появились, либо появятся на рынке в ближайшие год-два (технологиями, которым больше года, занимаются уже другие подразделения: маркетинг, продажи). Мы не идём в супермаркет рассказывать простым пользователям, как хорош Windows Live или HotMail, а работаем на аудиторию разработчиков и IT-профессионалов», — рассказывает евангелист компании Microsoft Владимир Габриель.

В российском офисе Microsoft в штате работают более десяти евангелистов, их блоги можно почитать на сайте Techdays.ru. Евангелисты компании Adobe пишут на Adobeevangelists.com. Свой евангелист есть у соцсети Instagram — Джессика Золлман присоединилась к компании в августе 2011 года и после нашумевшей сделки с Facebook, как и все сотрудники, получила солидную премию (её размер не разглашается).

В России евангелистов пока не так много. В IT-сфере, к примеру, таких специалистов удалось обнаружить только в шести компаниях. Функции евангелиста исполняют обычно PR-специалист, директор по маркетингу и исполнительный директор.

 

Евангелист. Изображение № 1.

Евангелист. Изображение № 2.

Мария Питерская

Евангелист компании «Мегаплан»

Евангелист. Изображение № 3.

 

КТО РАБОТАЕТ

Я много где работала, у меня даже был небольшой рекламный бизнес, но от него я однажды немного устала и начала искать варианты. В какой-то момент знакомый кинул мне ссылку на вакансию евангелиста в «Мегаплане». Она звучала так: «Мы ищем уникального человека, который бы распространял идеологию „Мегаплана“ среди всех срезов нашей целевой аудитории — клиентов, партнёров и так далее». Я поняла: это моё — и с декабря 2011 года работаю в этой должности.

Евангелист. Изображение № 4.

В ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ ИМЕННО ТАК И НАПИСАНО: ЕВАНГЕЛИСТ.
Я ЗНАЮ ВСЕГО ШЕСТЬ ТАКИХ ЖЕ ЛЮДЕЙ В МОСКВЕ.

Евангелист. Изображение № 5.

Обычно в евангелисты идут люди с опытом работы в маркетинге, в рекламе.

Самые лучшие евангелисты — косметички, то есть парикмахеры и другие работники салонов красоты, которые работают с каким-нибудь одним косметическим брендом. Они умеют так о нём рассказать, что становишься уверен: вот она, самая лучшая косметика. Плюс к тому, они профессионалы своего дела, доверие к ним выше, чем к обычной рекламе.


КАК СТРОИТСЯ РАБОТА

Первое время меня не очень-то любили сисадмины, потому что не могли понять, что это за девочка приходит раз в месяц в офис и ещё требует, чтобы ей что-то починили. У меня свободный график, и это идеально мне подходит. Впрочем, не во всех компаниях такая степень свободы.

Я отвечаю за несколько вещей. Во-первых, организую мероприятия — конференции, выставки и так далее. Во-вторых, провожу встречи, когда нужно презентовать компанию и рассказать о её деятельности и плюсах продукта, который мы делаем. В-третьих, занимаюсь психологическим портретом нашей компании в соцсетях.

Ещё я должна работать с сотрудниками компании, вселять в них веру в себя. Тут тяжелее всего с техподдержкой, потому что на них сыплются все претензии от клиентов. Им важно объяснить, что на самом деле наш продукт классный.

Иногда бывает по пять-шесть конференций в неделю, где я должна рассказать о «Мегаплане». Я люблю приводить туда наших клиентов и партнёров, чтобы они тоже рассказали о работе с нами.

Эффективность измеряется в количестве обращений после мероприятий. Здесь раз на раз не приходится. Самый удачный случай — 56 из 60 человек, сидевших в зале, зарегистрировались в системе.


ГДЕ УЧИТЬСЯ

В России, конечно, нет пока специального образования для евангелистов, но мы иногда думаем с коллегами, что уже пришло время открыть какую-нибудь школу.

У хорошего евангелиста должно быть несколько важных качеств и навыков. Во-первых, хорошо бы окончить ораторские курсы: нужно уметь говорить чётко и убедительно. Во-вторых, нужно быть хорошим продавцом. В-третьих, поможет психологическое образование.

 

ЗАРАБОТОК

Если ориентироваться на предложения в объявлениях о вакансии, евангелист получает от 80 до 300 тысяч рублей  как специалисты PR, например.