Электронные книги, появившиеся в середине 90-х, продаются в западных странах лучше бумажных — об этом свидетельствует статистика интернет-магазинов и книжных ассоциаций. Но издатели уже считают электронные книги прошлым веком. Делая ставку на мультимедийность, они начинают развивать сегмент интерактивных книг, используя возможности новых планшетных устройств. Координирует создание такого продукта редактор интерактивных книг.

 

О ПРОФЕССИИ

ПРОФЕССИЯ

Редактор интерактивных книг для iPad

КОГДА ПОЯВИЛАСЬ

2010 год, активное развитие с марта 2012 года

ОБЯЗАННОСТИ

Создание оригинального сценария для интерактивной книги, организация взаимодействия дизайнеров, актёров, музыкальных редакторов и специалистов для оживления книги

КОМУ ПОДХОДИТ

Сотрудникам традиционных издательств, производителям аудиокниг

ЗАРАБОТОК

30–60 тысяч рублей

КЛИЕНТЫ

Пользователи iPad, как правило, с маленькими детьми

 

Продажи электронных книг в крупнейшем в мире интернет-магазине Amazon обогнали продажи книг бумажных ещё весной 2011 года. Статистика утверждала: на каждые 100 проданных печатных изданий приходится 105 электронных, при этом Amazon не учитывал бесплатные книги для своего ридера Kindle. Данные Ассоциации американских издателей (The Association of American Publishers) за первый квартал 2012 года подтверждают тенденцию: в денежном выражении рынок книг для мобильных устройств стал больше рынка бумажных книг, его объём составил $282 млн против $230 млн.

Первые интерактивные книги для планшетников в 2010 году презентовало издательство Penguin и пообещало впредь все свои электронные новинки снабжать медиаконтентом. Глава компании Джон Мэкинсон назвал тогда классическую имитацию текста, предлагаемую ридерами, прошлым веком. Для развития направления выбрали три ниши: книги для детей, учебные пособия (карты звёздного неба, атласы по анатомии и т. д.) и путеводители. Сейчас американская версия сайта издательства предлагает 10 интерактивных книг для iPad, в том числе «На дороге» Джека Керуака, где можно прочитать текст, посмотреть черновики и фотографии автора и маршрут путешествия на карте США с указанием и описанием всех остановок героев повести.

 

Редактор интерактивных книг для iPad. Изображение № 1.

РОССИЙСКИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ КНИГИ
СКОРЕЕ ПОХОЖИ НА КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ,
СУЩЕСТВУЮЩИЕ С 90-Х ГОДОВ.

Редактор интерактивных книг для iPad. Изображение № 2.

 

С выходом второго планшетника от Apple у издателей появилось гораздо больше возможностей для создания интерактивного контента. В мае 2012 года компания Inkling Systems, Inc. запустила приложение для второго iPad — Inkling, позволяющее создавать и вставлять в текст видеоролики, аудиофайлы, 3D-графику и прочий контент. Технологию окрестили будущим образования: приложения для изучения биологии действительно выглядят впечатляюще.

В России за создание интерактивных книг взялись одновременно издательства и энтузиасты. Пока предложение ограничивается детскими сказками, причём в основном для самых маленьких, и не слишком впечатляет разнообразием. Российские интерактивные книги скорее похожи на компьютерные программы, существующие с 90-х годов: здесь есть флеш-анимация, на детали картинки можно нажать, и они начнут двигаться и издавать звуки. Впрочем, некоторые производители уже начинают монтировать в интерактивные сказки мини-игры и делать качественную анимацию.

 

Редактор интерактивных книг для iPad. Изображение № 3.

РЕДАКТОР ИНТЕРАКТИВНОЙ КНИГИ
СОВМЕЩАЕТ ФУНКЦИИ СОБСТВЕННО РЕДАКТОРА,
ПРОДЮСЕРА И КООРДИНАТОРА ПРОЦЕССА
СОЗДАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ.

Редактор интерактивных книг для iPad. Изображение № 4.

 

Создание довольно простой интерактивной книги обходится примерно в 100 тысяч рублей. Это траты на вознаграждение дизайнерам и редакторам. Максимальная себестоимость интерактивной книги может достигать и миллиона, если, например, на озвучку приглашены именитые актёры. Стоимость детских книжек в AppStore при этом невысока, редко составляет более $5, а чаще всего книги распространяются бесплатно: производители зарабатывают лояльность читателей.

Редактор интерактивной книги совмещает функции собственно редактора, продюсера и координатора процесса создания приложения. Такую вакансию регулярно открывают издательства и частные компании по созданию приложений для планшетников.

 

Редактор интерактивных книг для iPad. Изображение № 5.

Редактор интерактивных книг для iPad. Изображение № 6.

Александр Перов

35 лет
гендиректор дизайн-студии Trendico

Редактор интерактивных книг для iPad. Изображение № 7.

 

КТО РАБОТАЕТ

Моя основная работа и деятельность — дизайн-студия Trendico. Сделать интерактивную книжку мы решили с другом, Денисом Грибковым, он давно занимается графикой и компьютерной анимацией. Мне стало интересно сделать интерактивную книжку, потому что их обожает моя четырёхлетняя дочь. Денису этот проект был интересен с профессиональной точки зрения. Первую книгу, «Кот в сапогах», мы выпустили в феврале этого года.

 

КАК СТРОИТСЯ РАБОТА

Первая книга стала пробным проектом, мы сразу решили, что будем делать её на нескольких языках, в итоге она вышла на семи. Недели две искали на фрилансе художника, потом аниматора. В итоге создание книги обошлось примерно в 100 тысяч рублей. Расходы ушли на гонорары, на покупку звуков и так далее. 

По сути, мы сами являлись редакторами этой книги: мы пересказали текст Шарля Перро своими словами, скоординировали разработчиков, придумали вместе с аниматором, как оживить персонажей, решали, какой интерактив будет на каждой странице, то есть с чем ребёнок сможет взаимодействовать. То есть делали всю ту работу, которую в издательствах выполняет редактор интерактивной книги. 

 

ЗАРАБОТОК

Насколько я знаю, в зависимости от квалификации редакторы получают 30–60 тысяч рублей. Мы на своей книге пока не заработали ничего, но мы специально не стали заламывать цену, чтобы как можно больше детей смогли увидеть нашу сказку.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

Мы быстро поняли, что интерактивная сказка — продукт на один раз. Ребёнок её прочитал и больше в приложение не заходит. Сейчас мы разрабатываем несколько новых вариантов, они больше будут похожи на игры, можно будет ими пользоваться несколько раз. Это кажется мне более перспективным. В целом же для развития ниши интерактивных книг есть все условия. Дети очень рано начинают пользоваться планшетниками, им интересно играть с ними. Есть много разных возможностей оживить книгу и сделать её запоминающейся. Например, родители сами могут озвучивать героев сказки. 

 

Фото на обложке: Flickr