Картографическими сервисами пользуется примерно половина всей аудитории Рунета: одними только «Яндекс.Картами» пользуются более 16 млн человек. Аналитики рассчитывают, что в ближайшее время популярность ресурсов будет только расти, а их разработчики веб-картографы пользуются всё большей популярностью на рынке труда.

Согласно подсчётам «ГИС-Ассоциации», объём российского рынка географических карт составляет около $млрд в год (включая обычные, бумажные карты). Но самый быстрорастущий его сегмент, веб-картографию, аналитики оценивать пока не спешат. Сама история рынка в России началась в 2004 году, с выходом на российский рынок «Яндекс.Карт»В 2005 году запустился основной конкурент — Google Maps, затем стали развиваться различные геоприложения для мобильных устройств.

О профессии

профессия

 

Картограф

когда появилась

 

Перенеслась в цифровую среду в России около 10 лет назад

кому подходит

 

Выпускникам геодезических вузов и геологических факультетов, программистам

заработок

 

До 100 000 рублей

клиенты

 

Геодезические и геологоразведочные компании, геолокационные интернет-сервисы

Картограф проводит рабочий день, как правило, не в полях и лесах, а за компьютером. В специальных программах (самая распространённая — ArcGIS) он оцифровывает изображение, снятое со спутника, наносит изменения: номера домов, названия улиц, другие данные. Картограф может создать схему коммуникаций района, сделать 3D-модель города.

Первоначально «Яндекс» покупал все топографические сведения у профильных компаний — например, у ЗАО «Геоцентр-Консалтинг», клиентами которой также стали сервисы Google и Mail.ru. Любая вкравшаяся ошибка таким образом оказывалась на трёх крупнейших интернет-картах. Через четыре года после  старта проекта у «Карт» появился новый поставщик — компания «ГИС-технологии». Летом 2010 года «Яндекс» провёл сделку по покупке этой структуры, а в 2011 году представил первые карты собственного производства. 

Конкуренция среди российских производителей не так велика. По сути, рынок веб-картографии в стране делят семь компаний: ЗАО «ЦНТ», которая выступает основным поставщиком данных для «Навител», американская компания Navteq, международными картами которой пользуются «Яндекс» и Nokia, нидерландская Tele Atlas, «Навиком», «Сидиком Навигация», ориентированные на производителей автомобильных навигаторов, «Геоцентр-Консалтинг» и «ГИС-технологии». Своим специалистам организации предлагают не слишком щедрые зарплаты: например, на сайте «Геоцентр» ищут картографа, готового работать за 27 000 рублей в месяц. Специалисту с аналогичным опытом в университете Колорадо готовы платить примерно $6 300 в месяц.

 

 

 

Мировой рынок геоинформации 
развивается куда интенсивнее отечественного.

 

 

 

Аналитики кембриджского бюро Daratech отмечают, что в 2011 году рынок картографических онлайн-сервисов вырос на 8,3%, достигнув объёма в $5 млрд. К 2015 году консалтеры ждут двукратного увеличения объёма — до $10,6 млрд в год. Перспективы направления, судя по всему, чувствуют и участники рынка: Nokia заявила о желании разработать собственное картографическое приложение для устройств на базе iOS и презентовала его в конце ноября.

Ещё одна развивающаяся отрасль картографии — космические карты. В октябре 2012 года российские и американские исследователи представили карту Венеры, которую создавали на основе снимков поверхности планеты, сделанных в 80-х и 90-х годах ХХ века. Благодаря этой работе выяснилось, что Венера — довольно юная планета, её возраст не превышает 1 млрд лет. На основе снимков с поверхности Марса, которые сейчас делает и присылает марсоход Curiosity, учёные NASA готовятся нарисовать подробную карту.

 

Картограф. Изображение № 1.

 

 

Николай ЛЕОНТЬЕВ

29 лет

ГИС-специалист, технический консультант, компания ОТР

 

Как попал в профессию

Я окончил Московский институт геодезии и картографии, а перед этим учился в профильном колледже. Сейчас в России картография хоть и развивается, но этот процесс происходит не так быстро, как хотелось бы, и не так технологично, как на Западе. В Англии, к примеру, есть карта всей страны в очень большом масштабе, на неё нанесены здания, дороги, коммуникации, с ней просто работать, вносить в неё изменения. Такая же ситуация в США. У нас слишком много неоправданно засекреченных объектов, различных военных баз, которые прекрасно видно со снимка, но карту с ними вы не получите для работы никогда. Администрации соседних областей не любят делиться своими картами, и если тебе нужно отобразить границу областей, придётся всё снимать и рисовать заново. 

Почему профессия востребована

Любая уважающая себя инженерная компания сейчас создаёт ГИС-модуль и приглашает картографов. Подключив инструмент, похожий на Google-рельеф, когда видно, где яма, где холм, очень удобно проектировать дороги, коммуникации. Строителям необходимы услуги картографов, причём очень нужны хорошие карты коммуникаций, которых сейчас нет, чтобы не возникало ситуаций, когда перерубается правительственный кабель или котлован дома ведет в туннель строящейся станции метро. Крупные промышленные предприятия заказывают карты и 3D-модели своих объектов.

Где учиться

В России, помимо МИИГАиКа, есть Университет землеустройства, и на геологическом факультете МГУ можно выучиться специальности.

Заработок

В Москве и Подмосковье можно спокойно зарабатывать от 50 000 рублей до 90 000 рублей, в госструктурах, например в Мосгоргеотресте, зарплаты очень высокие, специалист получает больше сотни тысяч рублей.

Перспективы

Города меняются, дороги строятся, поэтому работа картографа, конечно, будет оставаться востребованной. Я бы связал перспективы с двумя направлениями: народная картография и профессиональная, специализированная.

Первое направление рано или поздно убьёт Navitel и другие навигаторы. «Яндекс.Карты» и продукты Google сделаны очень хорошо и с точки зрения карт, и с точки зрения навигационных систем. Когда сервисы вроде народных карт «Яндекса» и Wikimapia, где зарегистрированный пользователь может отметить здание, указать на ошибку, описать продуктовый магазин, разовьются, они станут ещё более многофункциональными. 

Второе направление пока развивается только в госсекторе, управы иногда заказывают карты своих районов в очень большом масштабе, и на их основе просчитывают, сколько нанять таджиков и сколько им нужно банок краски, чтобы покрасить забор. В перспективе карты в большом масштабе и 3D-модели могут быть полезны архитекторам, реформаторам городов и отдельных районов.