Согласно данным консалтинговой компании Jon Peddie Research по итогам 2012 года, объём мирового рынка компьютерной графики составит около $58 млрд, прибавив 5,5% с минувшего года. Значительная его часть приходится на создание визуальных эффектов в кино и рекламе — компьютерной обработке сегодня подвергают практически все выходящие в прокат ролики.

Степень вмешательства может быть самой разной: от очистки кадра от случайных предметов и людей до создания отдельных пространств и атмосферы, как в фильме «Звёздные войны». Правдоподобная интеграция образов и изменение картинки — ключевая задача профессионала, супервайзера визуальных эффектов (VFX супервайзера).

О профессии

профессия

 

Супервайзер визуальных эффектов

когда появилась

 

В нынешнем виде в России около 10 лет назад

кому подходит

 

Художникам компьютерной графики

заработок

 

50 000-150 000 рублей

клиенты

 

Киностудии, телеканалы, производители рекламных роликов и прочего визуального контента

Супервайзер появляется в кино в начале съёмочного процесса. Как правило, специалист находится на площадке, внимательно следит за съёмками. Он должен заранее знать, в каком кадре понадобится использование компьютерной графики. Исходя из этого супервайзер определяет, где будет находиться нарисованный персонаж и как изменится силуэт актера в том случае, если он играет Халка или хоббита. Ещё одна обязанность — объяснить другим участникам сцены, как работать с партнёром.

Супервайзер может заменить всю атмосферу кадра — например, из солнечной полянки сделать Sin City. Важная часть работы — следить за тем, чтобы в кадр не попадали лишние объекты — коробки, здания, банановая кожура, которые потом придётся удалять на компьютере. Супервайзер использует графику только там, где это необходимо. Помимо компьютерных навыков и знания специальных программ он должен обладать задатками режиссёра, сценариста и фотографа. 

Конкретных навыков визуального супервайзинга в российских учебных заведениях не дают: обычно на съёмочную площадку выходят люди, которые до этого уже были задействованы как аниматоры или постановщики. Управление процессом осуществляет креативный директор VFX.

На Западе спрос на супервайзеров существует в основном в США. Крупные студии в Лос-Анджелесе предлагают работникам вакансии с месячным доходом примерно в $10 000-$14 000, но большинство специалистов предпочитают работать на фрилансе. За пять дней работы запрашивают примерно по $6 500. В России зарплаты скуднее: в Москве работодатели предлагают супервайзерам по 60 000-70 000 рублей в месяц, в Петербурге можно устроиться на 50 000. Впрочем,  профессия существует не так давно: супервайзеров на съёмочные площадки стали приглашать лишь с начала 2000-х — до этого функции визуальщиков выполняли специалисты пост-продакшна, а также специальные люди, которые следили за постановкой кадра.

 

 

$6 500

может заработать супервайзер в США
за 5 дней

 

65 000 руб

в среднем предлагают супервайзеру в России
за один месяц

 

Главный источник дохода супервайзеров — рекламные ролики. Из-за большого объёма рынка найти дорогостоящие заказы достаточно легко. Следом идут киноленты. Спрос на визуальных специалистов на Западе проявляют телекомпании и интернет-СМИ, которые заказывают тематические ролики. Очевидно, в скором времени подобные заказчики появятся и в России.

 

 Супервайзер визуальных эффектов. Изображение № 1.

 

 

Арман ЯХИН

33 года

Сооснователь студии Main Road Post, супервайзер фильмов «Август. Восьмого», «Турецкий гамбит», «72 метра»

 

Как пришёл в профессию

Компьютерной графикой я начал заниматься очень давно, лет 20 назад, классе, наверное, в восьмом. Нас было несколько друзей, мы были очень увлечены, учились сами, рисовали маленькие мультфильмы. Конечно, компьютерное образование тогда было негде получить, но я осваивал всё сам и понимал, что мне не хватает не столько технических навыков, сколько постановочных. Мне было важно научиться правильно ставить камеру, строить композицию кадра и так далее. Поэтому после школы я поступил в Казахский государственный институт театра и кино на режиссёрский факультет. В 1998 году я пошел работать в небольшую компанию, которая занималась производством рекламы, делал графику для роликов и постепенно стал ещё и режиссёром и сценаристом роликов.

В 2002 году переехал в Москву. Первая работа супервайзера визуальных эффектов для меня была над фильмом «72 метра» Владимира Хотиненко. Это, кстати, был один из первых отечественных фильмов с полноценным использованием компьютерной графики. Я был вторым супервайзером на этой картине, а первый мой полноценный проект — «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева. Тут уже я сам руководил процессом от и до.

Кадр из фильма «Август восьмого». Изображение № 2.Кадр из фильма «Август восьмого»

Как строится работа

Профессия пришла к нам из Голливуда, где она существует уже лет 35. Хотя должность «режиссёр комбинированных съёмок» можно увидеть в титрах многих советских фильмов, это тоже в каком-то смысле супервайзер визуальных эффектов.


Эта профессия всегда была технической, а в последние годы стала ещё и творческой. Всё чаще к обязанностям прибавляется руководство вторым и третьим юнитом, то есть работа с дополнительной съёмочной группой в качестве режиссёра, разработка съёмок.

 

 

 

Графика — это серьёзный инструмент. Мы начинаем работу на стадии написания сценария.

 

 

 

В фильме «Август. Восьмого» сцену с летящим автобусом мы с Джаником Файзиевым придумали ещё до того, как он начал работать со сценаристом, то есть ещё до появления сценария. Джаник просто знал: такая сцена обязательно будет, и мы придумали, как её сделать.

В среднем в нашей стране пре-продакшн занимает 1-4 месяца. К сожалению, часто этого недостаточно. В идеале подготовительный период для фильмов с большим количеством компьютерной графики — полгода-год. Потом начинается работа на съёмках: мы делаем замеры, фотографируем натуру, строим кадр, делаем массу других вещей. Затем наступает стадия пост-продакшна, работа большой группы людей за большим количеством компьютерной техники.

Где учиться

Этой профессии не учат нигде в мире, она сборная, вы должны обладать навыками психолога, режиссёра, быть отличным дипломатом и уметь очень хорошо разбираться во всех аспектах компьютерной графики. Я в кино 10 лет и всё равно учусь каждый день, потому что зритель насмотрен и очень искушён, приходится каждый раз выдумывать что-то новое.

Перспективы

По большому счету, у театра, кино, телевидения один принцип — рассказать историю. Когда появилась графика, её начали использовать как инструмент для того, чтобы история была рассказана более интересно. Неважно, какой вы производите контент — рекламу, телепередачу или киноленту, законы у всего одни, и графика вам понадобится во всех этих жанрах. Поскольку технологии не стоят на месте, а зритель становится всё более требовательным и в основном теперь ходит в кино за зрелищем, наша профессия развивается и усложняется.

Текст: Александра Мерцалова

Интервью: Дарья Черкудинова

 

Фотография на обложке: stranahan/flickr.com