Название

Шоураннер

Кому подходит

Выпускникам режиссёрских, продюсерских и сценарных факультетов

Когда появилась

В 2000-х годах

Клиенты

Кинокомпании, выпускающие
сериалы

Заработок

$3 000–12 000 в неделю

 

Ещё 20 лет назад сериалы были малобюджетным жанром,

тайм-киллером для домохозяек и пенсионеров. Прорывные сериалы уровня «Твин Пикса» были исключениями и меркли на общем фоне. Однако теперь всё изменилось. Бюджеты каждой серии популярных сериалов составляют миллионы долларов. В них снимаются такие звёзды, как Стив Бушеми и Кевин Спейси. Над сериалами работают режиссёры уровня Мартина Скорсезе и Дэвида Финчера. Аудитория также расширилась: люди с разными интересами могут найти себе сериал по душе.

При этом современный сериал представляет собой сложнейший коммерческий продукт, над производством которого работает огромная команда людей и во главе которой — шоураннер. Как правило, он совмещает в себе функции старшего сценариста и продюсера. H&F выяснил, чем они занимаются и как стать одним из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует специальный приём Cliffhanger — «крючок». Перед рекламной паузой авторы сериала оставляют главного героя, условно, висеть на пальцах над пропастью, а потом оказывается, что герою удалось благополучно спастись

История

Первым шоураннером можно назвать создателя «Клана Сопрано» Дэвида Чейза. Он стал ролевой моделью для Теренса Уинтера («Подпольная империя») и Мэттью Вайнера («Безумцы»), которые работали над «Кланом Сопрано» сценаристами и исполнительными продюсерами. У них в контрактах был прописан complete creative control. Когда выяснилось, что крутое авторское видение может хорошо продаваться премиальной кабельной аудитории, аналогичные богоподобные полномочия получили на своих проектах Дэвид Саймон в «Прослушке», Курт Саттер в «Сынах анархии» и Винс Гиллиган в «Во все тяжкие». Сериальный хит последнего сезона True Detective — детище писателя и сценариста Ника Пиццолато, ранее написавшего два эпизода The Killing.

Обязанности

Сначала шоураннер продумывает идею нового шоу, потом пытается «продать» идею представителям телесетей. Классический формат продажи — питч перед телепродюсерами. По словам Энн Донахью, шоураннера сериала «CSI: Miami», главный секрет успешного питча: «Определить, что они ищут, и дать им именно это».

В случае если после питча ТВ-продюсеры принимают решение о том, что сериал им интересен, начинается работа над пилотной серией. Это своего рода тест для аудитории — на основании её рейтинга телесеть будет принимать решение, снимать ли первый сезон сериала.

Конкуренция на этом рынке исключительно высока. Из 300–500 идей продюсеры отбирают 50–75 лучших, для 10–12 из них снимают пилотную серию, и только 3–4 пилота получают дальнейшее продолжение. 

После того как телесеть принимает решение о запуске сериала в производство, шоураннер нанимает сценаристов. Над сценарием обычно работают 5–6 человек. Эта работа хорошо оплачивается. Минимальный гонорар за работу над сценарием одного эпизода составляет $26 000. В случае, если эпизод показывается повторно, сценарист получает ещё $16 000. В среднем на оплату работы команды сценаристов уходит 15% бюджета каждого эпизода. Средний бюджет одного эпизода на американском телевидении составляет $2 млн.

После того как начинается трансляция сериала, шоураннер продолжает следить за реакцией аудитории. Существуют классические «точки выхода» — моменты, когда зрители склонны переключить канал: затянутые диалоги, монотонное действие и, конечно, реклама. При работе над сценарием шоураннер и команда должны минимизировать отток аудитории. Например, существует специальный приём Cliffhanger, дословно — «подвешенный за пальцы». Перед рекламной паузой авторы сериала оставляют главного героя, условно, висеть на пальцах над пропастью, а потом оказывается, что герою удалось благополучно спастись.

Съемки сериала «Шерлок». Изображение № 1.Съемки сериала «Шерлок»

Секрет успеха

История, лежащая в основе сериала, должна поглощать зрителя. Одним из важных её элементов является исследование зрителем мира сериала. Например, в «Безумцах» зритель познаёт мир рекламщиков с Мэдисон-авеню, в «Правосудии Декстера» — мир судебных экспертов и внутренний мир главного героя. Соответственно, у команды шоураннера есть необходимость в разработке внутренней мифологии сериала. Для того чтобы обеспечить цельность и правдоподобность итогового продукта, сценаристы разрабатывают специальную «библию сериала». В ней описываются главные герои, их история и множество других деталей, которые, возможно, никогда не появятся на экране.

Другой движок любого сериала — персонажи. Они должны быть понятными зрителю, иметь свои слабости и недостатки. К примеру, герой сериала «Во все тяжкие» — школьный учитель, который решил заработать на жизнь изготовлением амфетамина, — интригует и вызывает сочувствие.

Кроме того, в каждом хорошем сериале есть ключевая проблема: вероятность масштабного теракта в «Родине», война между королевствами в «Игре престолов», постоянная борьба за власть со всё новыми антагонистами в «Подпольной империи».

 

Как прийти в профессию

Как правило, позиции шоураннера предшествует много лет работы в качестве телевизионного сценариста. Большинство наиболее успешных современных шоураннеров начинали свой путь на телевидении еще 20–30 лет назад. Так, например, Теренс Уинтер («Клан Сопрано» и «Подпольная империя») начинал свою карьеру сценариста в 1993 году. Сейчас его личное состояние оценивается в $15 млн. Винс Гиллиган («Во все тяжкие») написал свой первый сценарий в 1985-м. Он был участником сценарной команды, работавшей над «Секретными материалами». Его состояние — $15 млн.

 

Где учиться

Довольно много учебных заведений в США готовят профессиональных сценаристов. Наибольшей известностью пользуются New York Film Academy, University of California в Лос-Анджелесе. В Европе известны датский European Film College и пражская Film and TV School of Academy of Performing Arts.

 

Перспективы

Иногда шоураннеры являются владельцами собственных продюсерских компаний, которые продают телесети сериал. Бывает, что продюсерская компания привлекает к работе над сериалом независимого шоураннера с командой или же он является штатным сотрудником телесети. Средняя заработная плата шоураннера при этом колеблется от $3 000 до $12 000 в неделю. Однако для шоураннеров действительно популярных сериалов оплата начинается от $50 000 за каждый эпизод.

 

Российские реалии

Пока в России просто не существует такой среды, в которой могли бы существовать авторские телепроекты, вроде «Сопрано» или «Во все тяжкие». По большому счёту, единственным в России настоящим шоураннером, то есть богом своей сериальной вселенной, был Валерий Тодоровский («Оттепель»). Генпродюсер Первого канала Константин Эрнст просто всецело доверился ему — тот стал и продюсером, и старшим сценаристом, и режиссёром сериала (чего не бывает даже в Америке).

Стоимость создания сценария для одного эпизода российского сериала, идущего в прайм-тайм, составляет, как правило, около $7 000. Если сценаристов более одного, сумма делится между ними. Теоретически сценарист может продать каналу или производящей компании свою идею сериала. Она может стоить и 5 000 рублей, и $10 000. После этого продюсеры его наймут или не наймут автором своего сериала по стандартному договору подряда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Позиции шоураннера предшествует много лет работы в качестве телевизионного сценариста. Большинство, наиболее успешных современных шоураннеров начинали свой путь на телевидении еще 20-30 лет назад.

Текст: директор и основатель Green PR Дамир Халилов, участник семинара Нила Ландау «Карта шоураннера: как создать сериальный хит»

Фотография на обложке: Shutterstock