Lyft вызывали: Почему инвесторы доверили $250 млн народному такси. Изображение № 1.

 

Юрий БОЛОТОВ

Редактор H&F

 

Четверть миллиарда долларов — внушительная сумма, и ровно столько на прошлой неделе получил калифорнийский стартап Lyft в четвёртом раунде инвестиций. А всего за два года сервис аренды водителей привлёк $333 млн — даже больше, чем его старший соперник Uber ($307 млн) или сервис аренды жилья Airbnb ($326 млн). Средства, поступившие от хедж-фонда Coatue Management (прежде последовательно инвестировал в Snapchat и Box) и китайского технологического гиганта Alibaba, пойдут на дальнейшее расширение. Lyft уже работает в трёх десятках североамериканских городов, но отступать некуда — в 2014 году компании необходимо захватить Нью-Йорк.

Lyft — это триумф sharing economy. По городу перемещаются тысячи обычных водителей и пешеходов. Первым несложно подбросить попутчиков и заработать немного денег, вторые гипотетически хотят сэкономить на такси. Lyft связывает владельцев машин и пассажиров, помогая эффективно использовать пустующие ресурсы. Система построена на доверии, но при этом сама себя балансирует: водители и пассажиры оценивают друг друга после каждой поездки, и недобросовестные участники со временем просто удаляются из сети. Рейтинг ниже четырёх звёзд? Простите, вам в другое место.

В отличие от Uber, который тоже использует сетевую структуру, но делает ставку на профессиональных водителей и роскошное обслуживание, Lyft не позиционирует себя как замену такси. Сооснователи компании Логан Грин и Джон Циммер постоянно заявляют, что они не транспортная компания, а сообщество людей, готовых помочь друг другу. Даже мотто Lyft напирает на социальный аспект: «Твой друг с машиной», — именно друг, а не профессиональный водитель, который перевезёт тебя из точки А в точку Б.

В России, в которой рынок такси не зарегулирован, шум вокруг новых транспортных сервисов может показаться странным и избыточным. На западном побережье США Uber, Lyft и их теперь уже менее успешные аналоги — главные претенденты на звание Next Big Thing, живой пример того, как технологии упрощают и меняют жизнь, остриё позитивного прогресса или, наоборот, повод для запретительных мер, которые должны на время закрепить существующее положение дел на рынке такси. И всё же сумма инвестиций удивляет — почему в Lyft инвестировали так много? Всё просто: Uber.

 

И Lyft, и Uber пользуются популярностью потому, что они удобны, — и в будущем им придётся стать ещё удобнее

 

 

В 2013 году Uber был оценён в $3,5 млрд: инвесторы рассматривают компанию как нечто большее, чем сервис заказа дорогих автомобилей. При грамотном управлении Uber теоретически может не только убить обычное такси, но и стать новым Amazon — универсальным сервисом, который использует наработанную для перевозок пассажиров инфраструктуру для всех видов транспортных и логистических услуг. В этом случае стоимость компании может увеличиться до $100 млрд уже через пять лет. И такой вариант не кажется фантастическим: в настоящий момент у Uber достаточно ресурсов, чтобы переманивать водителей конкурентов (причём даже у Lyft) или демпинговать на рынке. Если никто не встанет на пути, сервис может стремительно захватить рынок.

У Lyft пока нет таких глобальных планов, а компания оценена всего в $700 млн. Но для того чтобы выжить в конкуренции с Uber, Lyft необходимо иметь не меньшее число ресурсов. К тому же благодаря наличию свободных средств «транспортные сетевые компании» (именно таким термином новые сервисы окрестили чиновники штата Калифорния) теперь могут позволить себе вложиться в улучшение политики безопасности перевозок, без чего невозможна легализация новых сервисов. Lyft получил большие инвестиции не потому, что это беспроблемный бизнес, а для того чтобы эти самые проблемы преодолеть.

Впрочем, высокого уровня безопасности, страхования поездок, большого объёма автопарка или пользователей-водителей как таковых недостаточно, чтобы победить в борьбе. В противостоянии выиграет тот, кто в результате сможет создать самый быстрый и эффективный транспортный сервис. И Lyft, и Uber пользуются популярностью потому, что они удобны, — и в будущем им придётся стать ещё удобнее. Это невозможно без использования big data: статистика перевозок поможет предсказать поведение пользователей и сократить время ожидания. И, кажется, в этой области пока ведёт Lyft. Недавно компания переманила себе главу отдела обработки данных из Netflix, а новые инвестиции пойдут на расширение технической команды (правда, новые технические вакансии открыты и в Uber).

Не ясно, кто победит в результате — и будет ли один победитель. Но это пока и не важно: на прошлой неделе Lyft сравнял шансы с Uber, и нам остаётся лишь наблюдать за тем, как в ближайшие годы радикально поменяются городские перевозки.

Фотография на обложке: Joerilla