Google X — любимое детище Сергея Брина: полусекретная научно-исследовательская лаборатория, специализирующаяся на фантастических и почти нереализуемых проектах, которые должны изменить окружающий мир. О Google X почти ничего не известно, но именно в недрах этого подразделения технологического гиганта разрабатывают очки дополненной реальности Google Glass и всерьёз рассматривают фантастические идеи — будь то космические лифты или летающие доски из «Назад в будущее». Корреспонденту Fast Company впервые удалось понаблюдать за жизнью внутри Google X — Hopes & Fears отобрал главные принципы работы лаборатории будущего из нового фичера журнала.

 

Выживает сильнейший

glass-apps.org. Изображение № 1.glass-apps.org

Идея Google X появилась ещё в 2009 году, когда компания взялась за разработку автомобилей без водителя. Спустя пятилетку внутри Google X работает более 250 человек. Google Glass — самый известный, но не единственный проект лаборатории. Кроме самоуправляемых автомобилей и носимых гаджетов, они создают контактные линзы, которые умеют отслеживать уровень глюкозы в крови, и мировую сеть беспроводного интернета, построенную на сети летающих шаров.

Всего четыре проекта в портфолио — это не так уж мало. Отбрасывание неработающих идей, признание ошибок и быстрый отказ от развития неперспективных проектов является ключевой особенностью лаборатории: лучше убить что-то на начальной стадии, чем бесцельно потратить на это миллионы долларов. Каждая идея, появившаяся внутри Google X, проходит через решето «команды быстрой оценки», которая пытается определить потенциальные технологические и социальные риски новинки и влияние проекта на окружающий мир.

«Решит ли изобретение поставленную задачу на самом деле? Можно ли его создать? И если это возможно создать, то можно ли будет этим пользоваться в повседневной жизни?» — и хотя Google Glass имеет проблемы с приватностью, а самоуправляющиеся автомобили пока не имеют легального статуса, гипотетические сложности обоих проектов разрешимы. Именно поэтому мы о них знаем.  

 

Правила отбора

 Кадр из фильма "Назад в будущее". Изображение № 2. Кадр из фильма "Назад в будущее"

Подавляющее большинство идей не доходят даже до стадии прототипа. Например, так случилось с летающей доской. Теоретически ховерборд мог бы изменить наши представления о перемещении в пространстве: представьте, например, логистический центр Amazon, в котором все товары перемещаются на летающих платформах — такое решение было бы куда прогрессивнее дронов. К сожалению, оно не прошло техническую проверку. Для создания летающей доски необходимо использовать магниты, но они имеют свойство менять полярность и переворачивать доску, делая её бесполезной. Выход? Новые материалы: они могли бы спасти проект, но, по расчётам инженеров Google X, себестоимость решения оказалась слишком высокой, а общий эффект от разработки — низким. Летающая доска отправилась в корзину.

Чтобы пройти через решето отбора и сильной начальной критики внутри Google X, проект должен удовлетворять следующим условиям.

 Он должен решать проблему, которая затрагивает миллионы (если не миллиарды) людей.

 Решение должно быть достаточно радикальным и отчасти напоминающим научную фантастику.

 Проект должен опираться на существующие или доступные в ближайшем будущем технологии.

В общем, новинка не должна быть последовательным улучшением. Внутри лаборатории считают, что куда практичнее брать высокие риски: проще добиться прогресса в решении большой проблемы, а не пытаться усовершенствовать уже существующие идеи.

 

Мечтатели вместо экспертов

googleview.com. Изображение № 3.googleview.com

Эксперт — это тот, кто очень хорошо разбирается в очень узкой области. В Google X такие не нужны: в отличие от специализирующегося на развитии интернет-технологий исследовательского подразделения Google Research, лаборатории требуются антиэксперты с широким кругозором и познаниями в разных областях. Именно они лучше всего подходят для постоянного процесса экспериментирования и генерации сумасшедших идей.

Летающая доска — не самая фантастическая новинка, над которой размышляли инженеры внутри Google Х: чуть прежде они отвергли концепции космического лифта. Препятствием к созданию нового орбитального транспорта стали технические ограничения. Для того, чтобы лифт заработал, необходим сверхлёгкий и сверхкрепкий кабель из материала, превосходящего показатели самой лучшей стали в сотню раз. Таким материалом могли бы стать углеродные нанотрубки, но при современном уровне технологий из них невозможно сделать кабель длиннее метра. Проект пришлось отправить в глубокую заморозку.

В корзину отправился и проект телепорта — концепция попросту нарушала законы физики. Правда, размышляя над ней, исследователи придумали интересное решение для шифрования данных, которое пригодилось для других проектов Google. Внутри лаборатории считают, что в прекращении работы над провальным проектом нет ничего плохого: можно сразу же переключиться на новую проблему. А плохие и отброшенные идеи зачастую наводят на хорошие решения.

 

Практический эффект

plus.google.com. Изображение № 4.plus.google.com

В угоду инвесторам многие технологические компании отказываются от рискованных инвестиций в длительные и дорогостоящие исследования и делают ставку на скупку новаторских стартапов. Google идёт своим путём: благодаря огромной прибыли корпорации лаборатория имеет неограниченные ресурсы для экспериментов. Впрочем, если вам кажется, что проекты Google X — лишь дорогостоящее баловство, а Сергей Брин слишком увлечён альтруизмом, то зря. Так, в скором будущем летающие по всему миру воздушные шары Project Loon не только принесут бесплатный интернет в развивающиеся страны, но и добавят поисковой компании несколько миллиардов пользователей.

Проект, родившийся внутри «команды быстрой оценки» в 2011 году как временное решение для мобильных устройств в пустынных областях, постепенно превратился в глобальную концепцию. После удачных тестов в прошлом году он даже заинтересовал сторонние телекоммуникационные компании. Правда, успех разработки не помешал Google намедни купить стартап Titan Aerospace, предложивший использовать в качестве носителей передатчиков куда более продвинутые дроны. Своим решением Google не только утёр нос Facebook и избавился от конкурента, но и укрепил своё положение. В случае необходимости компания действует гибко и рассчитывает не только на свои силы: главный секрет Google X заключается не в фантастических проектах, а в том, что во главе любой мечты лежит сухой прагматизм. 

Фотография на обложке: googleview.com