За последние десять лет мировой рынок онлайн-дейтинга вырос почти в шесть раз: с 850 миллионов долларов в 2006 году до 5 миллиардов — в 2016-м. Одновременно с этим изменились и представления пользователей о знакомствах в Сети. Они больше не воспринимаются как удел отчаявшихся, а количество сошедшихся благодаря интернету пар с каждым годом растет, как и многообразие работающих в этой сфере стартапов. The Village выяснил, какие приложения пытаются конкурировать с лидером рынка — Tinder — и на кого они ориентированы.


Чем новые приложения завлекают пользователей?


Для придирчивых

Помимо количества потенциальных партнеров, пользователей все сильнее волнует качество базы для поиска спутников жизни. Это привело к появлению закрытых клубов знакомств.

Так, модераторов приложения League уже прозвали самыми придирчивыми по отношению к новичкам. Регистрацию здесь одобряют только тем, кто сумел подтвердить свою принадлежность к элите. Команда проверяет данные об образовании и карьерных достижениях пользователя, изучает его связи в LinkedIn и на Facebook, а также оценивает поставленные им цели и качество загруженных снимков. Желательно, чтобы последние были сняты на профессиональной студии. В случае отказа заявителю указывают, что не устроило администраторов — будь то избыток фотографий с домашними питомцами, что, скорее всего, свидетельствует о нехватке друзей, или недостаточный рост.

Создатели HighBlood пошли еще дальше. Они призывают отказаться от политкорректности и не допускать до сервисов знакомств «мигрантов», «слуг» и «уродов». Модерацию анкет здесь поручили самим пользователям: для регистрации в системе понадобится получить одобрение трех из пяти судей. Альтернативный вариант — заплатить 72 доллара.

Аналогичных принципов — пусть и в менее радикальной форме — придерживаются разработчики приложений из категории «только для». В качестве критериев они используют расу, национальность, вероисповедание, род занятий, внешность, возраст или пол пользователей. Так, сервис BlackPeopleMeet ориентирован исключительно на чернокожих, ChnLove — на китаянок, JSwipe — на евреев, а ChristianMingle — на христиан. В Raya принимают только отличившихся своим портфолио в Instagram представителей креативных профессий, а в UniformDating — военных, полицейских, медсестер, стюардесс и всех, у кого есть униформа. The Bro App устанавливают мужчины, желающие вступить в «бромантические» отношения, а в Bristlr и Spex регистрируются бородачи и те, кто носит очки. SeniorD же позиционируется как пристанище для пенсионеров.

Для занятых и ленивых

Новые решения появляются и для тех, у кого нет настолько строгих требований к партнерам, но на изучение множества анкет не хватает времени. Здесь на помощь приходят онлайн-свахи — приложения, в которых нет доступа к поиску, а отбором кандидатов занимается алгоритм или специально нанятые для этого сотрудники.

В частности, бот по имени Quinn сперва тщательно расспрашивает пользователя о его предпочтениях и собирает о нем дополнительную информацию из открытых источников вроде Facebook, а затем ежедневно присылает несколько анкет на рассмотрение. В каждой из них рассказывается об общих друзьях, интересах и фактах из биографии пользователей.

Например, что они оба недавно были в Африке или начали заниматься музыкой. Также приложение проверяет совместимость партнеров по гороскопу. С понравившимся кандидатом можно вступить в диалог.

Принципа «меньше, но лучше» придерживаются и создатели приложения Once. Ежедневно 250 специалистов по сводничеству анализируют профили зарегистрированных в системе пользователей, чтобы в полдень каждый из них получил всего одну анкету с данными о наиболее подходящем им кандидате. На рассмотрение предложения даются сутки.

Coffee Meets Bagel работает схожим образом, однако здесь последнее слово оставляют за женщинами. Каждый день мужчинам предлагают рассмотреть 21 анкету. Девушкам же показывают только тех, кто заинтересовался их профилем. Именно они решают, с кем завязать диалог.

Создатели приложения Eve также позаботились, чтобы женщины не тратили время на бесперспективное общение. Они разработали систему защиты от виртуальных бабников — чем больше профилей одобрят мужчины, тем ниже опустится их публичный рейтинг.

За мужчин ответил британский писатель Шед Симов. Он запустил приложение Shinder, в котором можно познакомиться только с ним самим. Правда, только женщинам. На сайте подчеркивается, что создатель — убежденный гетеросексуал. И хотя изначально сервис позиционировался как пародия на Tinder, теперь Симов ищет партнеров для разработки платформы, которая позволит с легкостью создавать приложения имени себя.

Однако одними лишь манипуляциями с базой для поиска знакомств новые стартапы не ограничились. Чтобы сэкономить время пользователей, некоторые из них отключили чаты. Им на смену пришли календари. Так, Whim требует сразу указать, когда пользователь хотел бы отправиться на свидание с приглянувшейся кандидатурой. А в Dine акцент сделан на месте встречи — в каждом профиле представлен список баров, кафе и ресторанов, которые интересны партнеру.

Украинский стартап LikeApp пошел еще дальше. Его создатели освободили мужчин от необходимости тратить время на обход профилей приглянувшихся девушек во «ВКонтакте». Теперь выставление лайков, рассылку сообщений с романтическими песнями и комплиментами и добавление в друзья можно поручить боту. Самому пользователю достаточно будет включиться в диалог, когда одна из целей отреагирует на развернувшуюся вокруг нее активность.

Для застенчивых и запутавшихся

Позаботились разработчики и о новичках в онлайн-дейтинге, которым проще отключить телефон и притвориться мертвыми, чем ответить на сообщение от приглянувшегося незнакомца. Преодолеть ступор и разобраться в отношениях им помогают виртуальные советчики.

Так, платформа He Texted ориентирована на девушек, желающих узнать, как реагировать на проявляющих к ним интерес парней и к чему может привести их собственное поведение. На вопросы здесь отвечают сами пользователи.

Для мужчин же запущен более профессиональный Hermes. За 79 долларов клиенты получают три часа общения с экспертами по саморазвитию и построению отношений. Специалистов можно попросить помочь вернуть бывшую, преодолеть френдзону (желание девушки остаться друзьями) или составить анкету для сайта знакомств. Также среди услуг значится сопровождение переписок в реальном времени.

Создатели Ona и RelationUp предлагают более универсальные решения. Консультанты здесь работают с представителями обоих полов. Они помогают клиентам разобраться в их предпочтениях, научиться флиртовать и потренироваться в онлайн-знакомствах.

Также психологи могут проанализировать уже сложившиеся отношения, в которых возникли проблемы, и подготовить программу восстановления после разрыва.

Для любителей экспериментов

Некоторые проекты пытаются найти новые подходы к организации самого процесса знакомств, используя научные исследования и бизнес-модели других сервисов.

Одним из наиболее ярких представителей этого направления выступает платформа Smell Dating. Ее создатели предлагают искать вторую половину по запаху. Решившим принять участие в эксперименте рассылают футболки, которые нужно носить на протяжении трех суток, не пользуясь парфюмом или дезодорантами. Затем пропахшая одежда возвращается организаторам. Они перераспределяют образцы между участниками. «Снюхавшимся» предоставляется контактная информация партнера.

В свою очередь, разработчики Magnet воодушевились сервисом Swarm. Они пытаются помочь пользователям знакомиться в офлайне, предлагая одиночкам чекиниться в людных местах. Если кто-то из присутствующих заинтересуется их профилем, то на пять минут откроется чат. За это время необходимо договориться о реальной встрече. В Blendr и Happn геолокация также играет важную роль, но здесь пользователи узнают, с кем они пересекались в течение дня, уже постфактум.

Создатели же Spin the Bottle, наоборот, перенесли знакомую многим с подросткового возраста «бутылочку» из офлайна в интернет. С тем, на кого она укажет, активируется видеочат. После этого у пользователей есть 30 секунд, чтобы заинтересовать друг друга. Чтобы сервис не превратился в разнузданную версию чат-рулетки, используется компьютерное зрение: если в кадре нет лица, то вся картинка размывается.

Для увлекающихся

Новые подходы вырабатываются и в составлении анкет. Так как фотогалереями и видеоприветствиями уже никого не удивишь, разработчикам остается совершенствовать текстовое наполнение профилей. Для этого они используют опросники.

Так, пользователям приложения Sapio предлагают ответить на 300 открытых вопросов вроде «Какой закон вы бы приняли, став правителем мира?» или «Что делает вас счастливым?». Полученные ответы помогают системе и потенциальным партнерам понять, как человек мыслит, что ему интересно и на каком уровне интеллектуального развития он находится. Уже воспользовавшиеся сервисом пользователи отмечают, что это находка для сапиосексуалов, западающих на то, как и что собеседники пишут.

Аналогичную механику для поиска подходящих друг другу партнеров используют и другие приложения. В Splish заполнение опросников превратили в игру. В Mishu пользователи могут сами публиковать вопросы с двумя вариантами ответа вроде «Тейлор Свифт или Эми Уайнхаус?» и «„Секс в большом городе“ или „Девочки“?». А в Hater применяют такую же систему, чтобы узнать, что человеку не нравится. Разработчики ссылаются на исследования о том, что общие антипатии говорят о совместимости партнеров куда больше одинаковых интересов.

Некоторые сервисы упростили себе задачу — в них изначально регистрируются по интересам. В Tastebuds пользователи могут найти партнеров, разделяющих их музыкальные вкусы. Trump Singles и Bernie Singles объединяют фанатов нового президента США Дональда Трампа и баллотировавшегося от демократов Берни Сандерса, а в BetterTogether общаются сторонники сохранения Великобритании в составе ЕС, выступавшие против Brexit. Приложение MingleNerds рассчитано на гиков, увлекающихся современными технологиями, аниме и комиксами. LFGDating предлагает геймерам найти партию для охоты на покемонов или прикрытия тылов в военной баталии. А в Meetmindful приветствуют адептов осознанной жизни, которых интересует йога, диеты, медитация, волонтерство и экология.

Для тех же, кому общение по интересам важнее реальных встреч, работает «Античат». В нем пользователи анонимно прокачивают своих аватаров, участвуя в тематических беседах.

Для выходящих за рамки

Не забыли разработчики и про тех, чьи предпочтения снятся в кошмарах Милонову и Мизулиной. В App Store и Google Play можно найти приложения для представителей различных гендеров и ориентаций.

Hornet и Grindr уже стали гей-классикой, поэтому новичкам рынка приходится проявить фантазию, чтобы завлечь гомосексуалов. Создатели Banana используют для этого механизм чат-рулетки. В Luster воодушевились объявлениями из районных газет и позволяют анонимно публиковать послания для незнакомцев в общей ленте. А Chasabl, Grizzly, Growlr и Daddyhunt удовлетворяют потребности в поиске конкретных партнеров — «медведей» и «папочек».

Среди приложений для лесбиянок столь явных лидеров нет. SpicyHer и Only Women пока борются за аудиторию в привычном для дейтинга формате, не экспериментируя с интерфейсом или функциями.

Аналогичным образом обстоит ситуация и среди мобильных сервисов для транссексуалов. A Transsexual Date, Transgender Dating и TS Nearby, объединяющие трансвеститов, трансгендеров и тех, кому предстоит операция по смене пола, еще не преодолели отметку в полмиллиона пользователей. При этом среди предназначенных для них приложений также нашелся виртуальный советчик — по корректировке голоса.

Также разработчики позаботились о тех, кто уже состоит в отношениях. С помощью Feeld и Op3n пары могут найти себе третьего партнера, а в Famee, Swinder и AffinitySW регистрируются свингеры. И это именно тот случай, когда один аккаунт на двоих не вызывает вопросов.

Свои приложения есть и у сторонников свободных отношений, и у любителей БДСМ. В Feabie регистрируются мужчины и женщины с лишним весом и фидеры — люди, которым доставляет удовольствие кормить своих партнеров. А приложение Ferzu ориентируется на фурри — фанатов вымышленных существ, похожих по строению одновременно и на людей, и на животных. Фанфики по «Зверополису» — их рук дело.

Меньше же всего повезло асексуалам. Несмотря на то что в большинстве приложений можно указать, что пользователя интересует только дружба, многие считают это всего лишь проявлением застенчивости и продолжают атаковать сторонников платонической любви сообщениями с сексуальным подтекстом. Профильные сайты для поиска романтических отношений уже созданы, а мобильные сервисы — нет.

Для знающих себе цену

C развитием индустрии зарабатывать на знакомствах научились не только разработчики, но и сами пользователи.

На сайте What’s Your Price желающие пойти на свидание с определенной кандидатурой сперва должны заинтересовать ее материально. Пользователи делают ставки от пяти долларов и выше, а потенциальный партнер решает, кому ответить взаимностью, попутно повышая цену и отклоняя недостаточно привлекательные предложения. Высокими считаются оценки от 200 долларов за свидание, а в аналогичном приложении Ohlala средняя ставка достигает 300 долларов за два часа общения.

Также мобильные приложения используются для поиска спонсорских отношений. К этой категории, например, относятся Sugar Daddy Meet, Suga Dady, Sudy и Seeking Arrangement. Покровителей в них называют «папочками» и «мамочками», а искателей финансовой поддержки — «детками». Первые сразу указывают в профиле, сколько денег они получают и на каких условиях готовы спонсировать своих партнеров, а вторые обозначают, какой уровень расходов их бы устроил.