В 2018 году «Яндекс.Такси» планирует выпустить на городские улицы самоуправляемые автомобили. Сейчас они проходят испытания на полигоне в Подмосковье. Оборудованные автопилотом Toyota Prius и Kia Soul уже научились самостоятельно передвигаться по промзоне, объезжать другие машины и расставленные на дороге баки, а также не сбиваться с пути при снегопаде.

Остальные детали проекта «Яндекс» держит в секрете. Чтобы выяснить, что может помешать появлению беспилотных такси и к чему это приведет, The Village обратился к Илье Шичику, старшему инженеру-исследователю Центра развития робототехники из Университета Иннополис. В августе его команда представляла Россию на международном конкурсе Self-Driving Car Challenge, где заняла второе место, уступив лишь китайским разработчикам.

— С какими проблемами может столкнуться «Яндекс», попытавшись выпустить беспилотные такси на улицы Москвы?

— Со стороны закона у беспилотного транспорта есть ограничения уже в плане передвижения. Сейчас такие автомобили могут ездить только на частных территориях, полигонах и специально отведенных для этого зонах, которых в России не так много. Насколько мне известно, в Москве зон для беспилотного транспорта нет, но это вряд ли мешает владельцам Tesla включать беспилотный режим.

— Насколько совершенны существующие технологии? Смогут ли машины, например, решить дилемму о том, кого спасти в аварии: пассажира или пешехода?

— А может ли человек однозначно ответить на этот вопрос? Эта задача имеет ряд ограничений: время принятия решения, время реакции, точность учета всех факторов. Искусственный интеллект может справиться с ней более рационально. Когда водитель пытается уйти от столкновения с другим автомобилем, он не способен всегда учесть вероятность того, что этим маневром можно сбить пешехода или создать более опасную ситуацию. Искусственный интеллект, который разрабатывается для беспилотника, может это учитывать всегда.

— Кто в таком случае несет ответственность за решения? Компания-производитель?

— Когда будет достигнута полная автономность, вопрос ответственности за аварии будет лежать на производителе авто. Сейчас же ответственность несет водитель — за то, что он не успел вовремя среагировать и принять управление на себя.

— А что случится с таксистами? Стоит ли ожидать восстания, или им найдется место в новой системе?

— Думаю, что восстания не будет. Оно вряд ли поможет найти новую работу. В ближайшем будущем трудовая миграция неизбежна, поэтому работодатели должны помочь людям переквалифицироваться и найти новый способ заработка.


Обложка: camerisadobe.stock.com