Федерация автомобилистов России пожаловалась главе администрации президента Сергею Иванову, возглавляющему рабочую группу по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства, на чрезмерную эксплуатацию водителей сервисами заказа такси. Об этом сообщает газета «Известия».

Представители организации отмечают, что около 85 % таксистов в Москве вынуждены работать сверх нормы — по 16–18 часов в день. В противном случае они не смогут заработать на жизнь, так как такие сервисы, как Uber, Gett и «Яндекс.Такси», устанавливают слишком низкие тарифы, чтобы привлечь больше клиентов. В итоге доходы водителей не соотносятся с их ежедневными расходами на аренду машин и покупку бензина.

Фактически вводится новая феодальная система занятости населения, не предполагающая никаких социальных и трудовых гарантий. Вся эта ответственность, как и налоговая нагрузка, перекладывается на конечного исполнителя — водителя, вынужденного подчиняться порядку, установленному IT-компаниями

Федерация автомобилистов России

Кроме того, в ФАР указали, что в России неправильно трактуется законодательство, так как такси-сервисы, по сути, являются фрахтовщиками, а не технологическими платформами, понятие которых даже не прописано ни в одном нормативном правовом акте. Однако агрегаторы продолжают настаивать, что они представляют собой исключительно IT-компании, что позволяет им не нести ответственности за пассажиров и не платить налоги в полном объёме. 

Один из авторов обращения Станислав Швагерус, также известный по организации забастовок против Uber во Франции, считает, что государству пора решить, «насколько обоснованна действующая практика фактического ограбления миллиона водителей такси в России».

Сами такси-сервисы опровергают обвинения в свой адрес. Они отмечают, что благодаря им у водителей, наоборот, появилась возможность придерживаться удобного гибкого графика, а не отрабатывать навязанные таксопарками обязательные часы. При этом последние зачастую берут с таксистов даже большую комиссию — 20–25 % против 10–20 % у онлайн-агрегаторов. Сам же свой бизнес они называют не сверхприбыльным, а инвестиционным, поясняя, что большая часть заработанных денег реинвестируется в «построение базы клиентов, логистической инфраструктуры для подготовки водителей и развитию технологичной платформы, что в конечном счёте выводит компанию в минус».

В Кремле на обращение ФАР пока не отреагировали.