Федеральное дорожное агентство запустит аналог «Платона» для взвешивания грузовиков. Об этом сообщает газета «Ведомости».

По замыслу министерства транспорта, к 2021 году на федеральных трассах должны появиться 400 автоматизированных постов весогабаритного контроля. С их помощью планируется выявлять нарушителей, не соблюдающих ограничения по максимальной массе автопоездов. Сейчас она установлена на уровне 44 тонн. За превышение разрешённой массы более чем на 2 % предусмотрены штрафы для отправителей грузов на сумму от 100 до 500 тысяч рублей за каждое нарушение, а для перевозчиков — на одну тысячу рублей.

По данным Ространснадзора, за десять месяцев 2015 года весовой проверке подверглись 82 тысячи грузовиков. В 22 тысячах случаев выявили нарушения. Сколько штрафов заплатили нарушители, не уточняется. Если бы их взимали за каждое несоблюдение правил, то сумма составила бы около 182 миллиардов рублей.

Проект по взвешиванию грузовиков на трассах планируется реализовать на принципах государственно-частного партнёрства. Росавтодор уже ищет инвесторов, которые заинтересуются развитием подобной системы. Эксперты оценивают стоимость её создания в 20 миллиардов рублей. Предполагается, что проект окупится в течение двух-трёх лет. При этом не исключено, что впоследствии систему объединят с «Платоном».

С 15 ноября 2015 года в России официально работает система «Платон», предназначенная для взимания платы за проезд по федеральным трассам машин весом более 12 тонн. Сами дальнобойщики выступают против новых сборов. Они уже провели всероссийскую акцию протеста, после которой власти пересмотрели  идею о штрафах. Сумму наказания за первое нарушение снизили до 5 тысяч рублей, а за повторное — до 10 тысяч. На этом протест не прекратился — водители добиваются полной отмены новых сборов. 

Изначально общий объём сборов с большегрузов оценивался в 60 миллиардов рублей в год при тарифе в 3,73 рубля за километр. Однако затем правительству пришлось снизить ставку до 1,53 рубля за километр, в связи с чем прогноз сборов ухудшился до 39,5 миллиарда рублей. Теперь же Минтранс оценивает поступления в бюджет в 2016 году с учётом заморозки тарифов всего в 20 миллиардов рублей.

Оператором «Платона» выступает компания «РТ-Ивест», совладельцем которой является сын бизнесмена Аркадия Ротенберга — Игорь. По концессионному соглашению, она будет ежегодно получать от государства по 10,6 миллиарда рублей за обслуживание системы.