Сетевой оператор ГЛОНАСС решил заработать на предоставлении властям и бизнесу системы для контроля за перемещением беспилотников. Об этом сообщает газета «Известия».

Партнёрами компании в этом проекте выступают «Ростелеком» и «Российские космические системы». Вместе они разработали решение, позволяющее обмениваться данными с беспилотными летательными аппаратами, не создавая для этого специальной инфраструктуры связи. Беспилотники смогут сообщать о себе на землю и принимать сигналы от операторов через сотовую или спутниковую сеть.

В ГЛОНАСС считают, что эта платформа интересна как государству, так и частному сектору. Предполагается, что она будет работать по аналогии с системой ЭРА-ГЛОНАСС, предназначенной для экстренного реагирования на аварии на дорогах. В случае ДТП она бесплатно передаёт координаты машины и сигнал тревоги в службу 112. За дополнительную же плату водители могут получить усиленную защиту от взлома или другие услуги, доступ к которым открывается за счёт установки в автомобиле терминала с сим-картой. В случае с беспилотниками ГЛОНАСС сможет предоставлять бесплатно или по льготным ценам стандартные отчёты с картой полёта аппарата, а за дополнительную плату — оказывать узкоспецилизированные услуги, связанные с перемещением объектов в воздушном пространстве на высоте до 200 метров.

Когда именно заработает новая система ГЛОНАССа, пока не уточняется. Известно лишь, что проект включает в себя два этапа. На первом оператор и его партнёры проработают все технические детали работы платформы, а на втором — приступят к её внедрению, в том числе на законодательном уровне.

По оценкам ГЛОНАСС, ежегодно россияне покупают около 30 тысяч малых беспилотных летательных аппаратов. Большинство из них предназначены для хобби, ещё часть — полупрофессиональные. При этом вопреки кризису продажи растут на 5–10 % в год. В компании ожидают, что к 2025 году в России будет насчитываться уже примерно 2,5 миллиона потребительских беспилотников. В таком случае страна займёт от 3 до 5 % на мировом рынке малых БАС.