Комитет Госдумы по земельным отношениям предупредил об угрозе резкого роста налогов на имущество в России, если власти не пересмотрят механизм оценки кадастровой стоимости недвижимости. Об этом сообщает агентство «РБК».

Депутаты пришли к такому заключению, ознакомившись с правительственным законопроектом о кадастровой оценке имущества государственными, а не частными учреждениями. Парламентарии раскритиковали эти поправки, отметив, что они «не решают ни один из наиболее острых вопросов, с которыми в настоящее время сталкиваются физические и юридические лица», хотя на этом ранее настаивал президент страны Владимир Путин.

Во-первых, он поручил унифицировать периодичность кадастровой оценки на всей территории России. Законопроект же воспроизводит уже действующую норму о том, что кадастровая оценка в регионах проводится не чаще одного раза в три года и не реже раза в пять лет, а в городах федерального значения — не чаще раза в два года. По мнению депутатов, стоило бы переоценивать недвижимость на всей территории страны раз в пять лет.

Во-вторых, Путин настаивал на формулировке единых требований к проведению кадастровой оценки. В поправках правительства этот подход назван одним из основных принципов работы оценщиков, однако сама методика их работы не описана. Если же отдать её разработку на откуп уполномоченному федеральному органу, как это предлагают чиновники, то таким документом «в силу его правовой природы» всё равно будут руководствоваться не во всех регионах страны.

Наконец, в-третьих, в законопроекте не описывается ответственность каких-либо органов власти за результаты государственной кадастровой оценки имущества, хотя Путин требовал усилить ответственность оценщиков за их работу. При этом чиновники предлагают исключить возможность оспорить определённую госоценщиком кадастровую стоимость недвижимости из-за недостоверности сведений о ней, что существенно снижает правовые гарантии владельцев недвижимости. Если же они захотят провести переоценку по другим основаниям, то им придётся оплатить её самостоятельно.

В целом, обязанность самого владельца недвижимости доказывать правильность кадастровой оценки его имущества не соотносится с принципом экономической обоснованности налогообложения. Кроме того, нынешняя версия законопроекта не позволяет обеспечить ни всеобщности, ни равенства налогообложения, так как предусматривает кадастровую оценку только той недвижимости, что включена в государственный кадастр.

В случае принятия этого законопроекта в нынешнем виде у граждан и компаний станет ещё меньше возможностей защититься от резкого повышения налогов на квартиры и землю в случае неправильной оценки их кадастровой стоимости.

Предполагается, что первое чтение законопроекта состоится в июне — в последний месяц работы нынешнего созыва Госдумы. Если депутаты посчитают, что документ нуждается в доработке, то его новую версию, скорее всего, уже будет рассматривать новый состав парламентариев.

Москва стала первым регионом, который в 2014 году ввёл налог на торговую и офисную недвижимость по её кадастровой стоимости. С 2015 года 28 регионов начали рассчитывать налог по кадастровой стоимости и на имущество граждан. В большинстве случаев это привело к значительному росту налоговой базы, поскольку кадастровая стоимость, как правило, намного выше использовавшейся прежде инвентаризационной. Рассчитанный по новым правилам налог за 2015 год предстоит оплатить не позднее 1 октября 2016 года. Полный переход к взиманию налогов на имущество по кадастровой стоимости должен состояться к 2020 году.