К 2021 году отставание России от стран, лидирующих по цифровому развитию, может увеличиться с 5–8 до 15–20 лет. Об этом предупреждает компания Boston Consulting Group.

Чтобы не допустить столь критического отставания, России необходимо увеличить темпы роста цифровизации, которые сейчас находятся на уровне 24 %. В противном случае страна рискует пойти по пути Венесуэлы — разрыв между ней и лидерами рейтинга за последние пять лет увеличился в полтора раза.

Эксперты рассматривают два варианта возможного роста темпов цифровизации. Если государство создаст благоприятные условия для развития онлайн-рынков и сервисов, то к 2021 году вклад цифровой экономики в ВВП составит около 3 %, что в денежном выражении равнозначно 3,2 триллиона рублей. Однако при таком сценарии отставание России от лидеров рейтинга всё равно увеличится до 8–10 лет. Если же власти возьмут так называемый «азиатский» курс, выбранный, например Китаем, то доля цифровой экономики увеличится до 5,6 % ВВП, что равносильно почти 7 миллиардам рублей. Для этого России потребуется стимулировать не только базовые составляющие цифровизации, но и наращивать государственные и частные инвестиции в интернет вещей, большие данные и развитие IT-продуктов и сервисов с высоким экспортным потенциалом.

Сейчас Россия занимает 39-е место в мире по развитости цифровой экономики. Индекс цифровизации страны в 2015 году составил 113 баллов. В основном он рос за счёт сокращения разрыва в развитии между регионами и Москвой. В итоге Россия смогла переместиться из категории догоняющих стран в основную группу. Здесь с ней соседствуют, например, Румыния, Словения, Италия и Греция. Основной проблемой страны признали неполное использование потенциала цифровой трансформации отраслей.

Всего же в рейтинг BCG вошли 85 государств. Лидером 2015 года стала Дания, набравшая 213 баллов. Второе место досталось Люксембургу (212 баллов), а третье — Швеции (208). Также в пятёрке оказались Южная Корея (205) и Нидерланды (198). Замыкает рейтинг Камерун с индексом в 12 баллов.

В своих расчётах BCG оценивала развитие инфраструктуры в стране, динамику роста онлайн-расходов населения и активность пользователей. Так, например, в первый субиндекс вошли такие показатели, как проникновение широкополосного доступа в Сеть, скорость интернета и продажа смартфонов. Второй субиндекс учитывает долю интернет-продаж во всех продажах и долю расходов на онлайн-рекламу в совокупных рекламных бюджетах. А третий индикатор учитывает активность использования интернета гражданами, бизнесом и государством.