Банки нашли способ обойти поправки, позволяющие клиентам отказаться от навязанной при заключении кредита страховки. Об этом сообщает газета «Ведомости».

С 1 июня 2016 года Центробанк ввёл на российском страховом рынке так называемый «период охлаждения». Он позволяет в течение пяти дней после заключения договора отказаться от страхового полиса, написав заявление в страховую компанию, и потребовать возврата уплаченной страховой премии — полного или частичного, если договор уже вступил в силу.

Таким образом регулятор решил проблему многочисленных жалоб россиян на навязывание страховых услуг при получении займов. Раньше для отказа от них приходилось обращаться в суд, чтобы доказать, что необходимость в получении полиса отсутствовала. Зачастую это оказывалось невозможным, так как клиент добровольно подписывал договор страхования, опасаясь получить кредит на менее выгодных условиях или остаться вообще без него.

Предполагалось, что новые правила будут распространяться на все полисы, однако на практике в поправках нашлись лазейки, которыми и воспользовались страховщики и работающие с ними банкиры. Теперь последние всё чаще предлагают клиентам не оформить отдельный страховой полис, а присоединиться к договору коллективного страхования.

В этом случае кредитное учреждение само заключает договор со страховщиком и выступает страхователем. При этом заёмщикам зачастую не объясняют особенности этого способа страхования. Они заключаются в том, что на коллективные договоры не распространяются указания Центробанка о «периоде охлаждения», так как они регулируют отношения страховщиков только с физическими лицами. Из-за этого правила предоставления страховки и отказа от неё устанавливаются самими банкирами.

Центробанк предупреждает, что некоторые заёмщики уже столкнулись с проблемами, пытаясь разорвать коллективный страховой договор. Теперь регулятор работает над новой версией указания, которое позволит полностью защитить интересы граждан.

Навязывание дополнительных услуг выгодно как страховщикам, которые их предоставляют, так и самим кредитным учреждениям, которые их предлагают. По данным Центробанка, в 2015 год страховые компании получили через банковский канал около 178,5 миллиарда рублей. В свою очередь, комиссия банкиров за посреднические услуги составила 52,5 миллиарда рублей.