Россияне стали массово жаловаться на блокировку своих счетов и банковских карт после того, как кредитные учреждения автоматизировали процессы выявления подозрительных операций. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».

Наличие проблемы уже подтвердили в Росфинмониторинге. По словам представителей ведомства, жалоб действительно стало «намного больше». При этом около 80 % из них приходятся на долю Сбербанка. Именно он одним из первых автоматизировал проверку операций на соответствие закону о противодействии легализации преступных доходов. Теперь этим же путем пошли и другие банки.

Если раньше проверкой операций клиентов занимались реальные сотрудники банков, то теперь эту обязанность переложили на роботов. Специальная программа анализирует все переводы по формальным признакам и блокирует те, что показались ей подозрительными. Обязательному контролю подлежат только операции на сумму свыше 600 тысяч рублей, однако банки могут усомниться и в трансзакциях на меньшую сумму.

После блокировки счета банкиры запрашивают у клиента документы о происхождении денег и уточняют цель сделки. Обычно срок рассмотрения объяснений занимает от двух до пяти рабочих дней. При этом банк в итоге может отказать в разблокировке счета в связи с тем, что «документы не объясняют экономического смысла операций». В таком случае клиенту придется обращаться в Росфинмониторинг и Центробанк.

В Сбербанке подтвердили, что сейчас роботы ошибочно блокируют около 10 % всех операций. Однако отказываться от автоматической проверки переводов банки не собираются. В противном случае им пришлось бы нанять «неадекватное количество специалистов».

Единственными, кто может исправить ситуацию, остаются Росфинмониторинг и Центробанк. Они могли бы уточнить требования к оценке операций роботами, чтобы снизить риски для добросовестных клиентов, однако, по данным «Коммерсанта», делать это пока не планируется.