Первый «Альфа-банк» открылся в Москве в 1991 году. Сейчас банковская сеть насчитывает более 800 отделений, включая дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в США, Великобритании и на Кипре. 

В Москве сотрудники «Альфа-банка» сидят в нескольких офисах: на Проспекте Андропова, проспекте Академика Сахарова и  на Каланчёвской улице. Всего в банке 24 разных подразделения. Среди них — HR, главная бухгалтерия, инвестиционный бизнес, информационные технологии, корпоративный бизнес, управление рисками и другие. Отдельно вынесен центр обучения сотрудников на «Электрозаводской» и «Альфа-лаборатория» на «Комсомольской». «Альфа-лаборатория» — это IT-подразделение банка, которое занимается разработкой новых электронных продуктов. The Village узнал, как работают в нём и как устроен рабочий процесс в остальных офисах банка.

«Альфа-банк»

банк

   

 alfabank.ru

КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ: 24 тысячи по всей России, 220 — в «Альфа-лаборатории»

ПЛОЩАДЬ ОФИСА: 2 400 кв. м — «Альфа-лаборатория»

Наем сотрудников

Все вакансии «Альфа-банка» можно увидеть на официальном сайте в разделе «Профессионалам». В компании рассказывают, что в случае наличия вакантного места предпочтение отдают своим сотрудникам. Сотрудники банка могут предложить свою кандидатуру на вакансию из любого региона. Для этого нужно только поставить в известность своего менеджера. Часто подборку с вакансиями сначала рассылают по офисам, а затем, спустя две недели, открывают для общего доступа. Однако если это массовый подбор или, наоборот, наём узкоспециализированного сотрудника, то поиск идёт параллельно.

В массовом порядке набирают всех специалистов по работе с клиентами. Среди них — операционисты, менеджеры по работе с клиентами и по продажам. Сначала они проходят собеседование с HR, а затем попадают на двухнедельное обучение. После него каждый сдаёт тест, а самые успешные получают приглашение на работу.

Точечный подбор начинается с интервью с HR по телефону. При разговоре специалист подбора персонала проясняет непонятные моменты в резюме, узнаёт дополнительную информацию о проектах, команде, в которых довелось работать соискателю.

 

 

После телефонного интервью HR приглашает потенциального сотрудника на личную беседу. На этой же встрече может присутствовать и руководитель (но чаще это выводится в отдельный, третий этап). Здесь делается упор на то, чтобы понять, какими компетенциями обладает кандидат. Для этого HR может задавать вопросы как по прошлому опыту работы, так и кейс-вопросы. Есть вопросы проективного характера. Например, чтобы проверить такую компетенцию, как «клиентоориентированность», HR может попросить рассказать кандидата, как он вышел из положения, когда у него была сложная ситуация с человеком, от которого зависело что-то важное. Причём показательна не только сама ситуация, но и то, как кандидат о ней рассказывает, быстро ли вспоминает.

Для «Альфа-лаборатории» важно, чтобы будущий сотрудник был открыт для общения и не боялся его. Поэтому будущий кандидат может услышать вопрос о том, какой вид общения с коллегой он предпочтёт, — по телефону, через электронную почту или личную беседу.

На высокие позиции в компании предусмотрен центр оценки: в кабинете собирают нескольких кандидатов, которым даётся кейс и время на его решение. Затем каждый выступает перед комиссией, которая выставляет итоговую оценку. В компании называют это хорошим инструментом для отбора, но подчёркивают, что вердикт центра оценки носит рекомендательный характер, он может сыграть решающую роль только при прочих равных. А для топовых позиций в «Альфа-банке» используют американские опросники HOGAN.

Стажировки

Студенты последнего курса могут попасть на годовую оплачиваемую стажировку iChooseAlfa, совместив работу и учёбу. Когда запускали программу стажировок, студентов было всего три. Сейчас в Москве стажируется 12 ребят, а в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге — по три. Отбор проходит в несколько этапов. Сначала сотрудники изучают резюме студента, затем проводят интервью по телефону, а после этого приглашают на деловую игру, в которой проявляются личностные качества будущего стажёра. И затем — собеседование с руководителем. Стажёры работают над действующими проектами банка.

 

 

Адаптация новичков

Обычно в первую неделю работы каждый новичок посещает адаптационный семинар. На нём тренеры «Альфа-банка» рассказывают об истории банка, его миссии, ценностях, стратегии и бизнес-линиях.

Затем руководитель вместе с новичком составляет план развития на испытательный срок. В него включаются встречи с экспертами и задачи, которые нужно успеть решить за три месяца. Дополнительно прописываются шаги, необходимые для выполнения плана. Оценка результатов подводится дважды: промежуточная через полтора месяца и итоговая в конце. Кандидат рассказывает руководителю об успехах и неудачах на новом месте, а начальник тоже даёт свою оценку работы новичка. Кроме того, в процессе адаптации принимает участие наставник. Обычно эту роль выполняет эксперт из команды, который давно работает в банке и хорошо знает все процессы. К нему новичок может обращаться по всем вопросам. Каждый год для новых руководителей проходит конференция «Альфа-академия». В течение трёх дней сотрудники из Москвы и регионов знакомятся с топ-менеджерами, смотрят презентации, решают кейсы и делятся опытом. 

Жизнь в офисе

Рабочий день длится с 09:00 до 18:00. Строгий дресс-код в банке соблюдают в основном те сотрудники, которые общаются с клиентами. По пятницам — casual Friday: классические брюки можно сменить на джинсы, если только на этот день не запланированы внешние встречи.

При этом в «Альфа-лаборатории» дресс-код отсутствует. Сотрудники работают в оупенспейсе, столы отделены друг от друга невысокими перегородками. Менеджеры сидят в отдельных кабинетах с прозрачными стенами. За спиной каждого из них висит портрет какого-то супергероя. Их именами называются и все переговорки в офисе банка: «Бэтмен», «Женщина-шторм» и так далее.

В офисе «Альфа-лаборатории» есть «стена плача». На ней сотрудники отмечают все проблемы, которые возникают у клиентов. И новые решения направлены на то, чтобы устранить каждую из них.

Большая часть проектов строится по системе канбан. Это значит, что каждый проект делится на несколько стадий: например, аналитика, тестирование, разработка, завершение. Все эти этапы вместе с проектами нанесены на специальную доску, и каждое утро около неё собирается вся команда, чтобы обсудить, что и на каком уровне находится. К каждому проекту прилагаются задания, которые закреплены за конкретным человеком. Его фотографию прикрепляют к заданию и переносят на дату дедлайна. Иногда на планёрку всех сотрудников созывает гонг, который висит в офисе.

Для любителей велосипедов здесь оборудована велопарковка и душевые комнаты. В хорошую погоду можно выйти с ноутбуком на веранду-балкон и расположиться там на пуфе, в кресле или за столом. Здесь же можно просто попить кофе или чай: в офисе есть несколько кофе-пойнтов, где можно взять напитки. На кухне стоит холодильник и пара микроволновок для домашней еды. Пообедать можно и в столовой бизнес-центра на первом этаже. Банк не оплачивает сотрудникам питание, но предоставляет возможность поесть в долг: если рассчитываться по карте банка, то списание за все обеды произойдёт только в день зарплаты.

Для сотрудников банка предусмотрено бесплатное страхование жизни. А в конце каждого года — годовой бонус, который зависит от итоговой оценки. Ежегодно проходит и пересмотр зарплаты.

 

 

Обучение

В «Альфа-банке» придерживаются схемы 70–20–10. То есть 70 % новых знаний сотрудник получает, выполняя свои задачи, 20 % — через обратную связь от руководителей, экспертов и команды, а 10 % дают тренинги, семинары, книги и видео.

Для групповых тренингов и семинаров в компании есть собственный центр обучения и команды тренеров. Здесь же проходят открытые встречи, которые проводят сотрудники для своих коллег. В прошлом году в компании запустили программу «Альфа-опыт». Она предназначена для обмена знаниями между экспертами и сотрудниками разных подразделений. Сотрудники не только могут получить важный для работы опыт, но и попробовать себя в роли преподавателя-эксперта.

В банке есть внутренний портал «Альфа-персонал» с электронными курсами по развитию практических навыков — например, по работе в Excel или эффективным встречам. Все сотрудники могут воспользоваться и электронной библиотекой бизнес-литературы. В банке действует партнёрская программа с издательством «Альпина Паблишер» и сервисом getabstract. Он позволяет читать деловые книги в сокращённом варианте. После этого сотрудник может решить, стоит она прочтения или нет.

 

 

Развлечения

В «Альфа-банке» проходят три больших корпоратива: один зимой и два летом.
За пару месяцев до Нового года объявляется набор сотрудников, которые примут участие в зимнем шоу. На кастинге все желающие показывают свои таланты.
На новогоднем корпоративе проходит награждение сотрудников, которые победили в конкурсах «Наши чемпионы» и «Лучшие из лучших». На номинацию «Наши чемпионы» сотрудники выдвигают своих коллег. А звание «Лучшие из лучших» получают важные проекты. Например, в прошлом году победил проект по обустройству комнат отдыха в дополнительных офисах банка.

Летом в парке проводится семейный праздник «Летний день». На нём детей сотрудников развлекают аниматоры, а взрослые могут участвовать в соревнованиях и творческих мастер-классах. Второй летний корпоратив — это поездка на теплоходе по реке на все выходные. Вход на него ограничен: на борт попадают только люди с особыми заслугами или большим стажем работы в банке.

Дни рождения сотрудников празднуют сообща: раз в месяц поздравляют тех, кто в этот период родился. Летом в «Альфа-лаборатории» обычно такие мероприятия проходят на веранде, где установлен гриль.