По запросу в поисковых сервисах можно найти множество соцсетей: одни предназначены для знакомств, другие объединяют людей определенных профессий, третьи — приверженцев той или иной религии. Есть странные соцсети — например, для зомби или домашних питомцев. Жизнь большинства таких сайтов коротка: они запускаются и, не успев набрать достаточную аудиторию, прекращают быть соцсетями — обновления там, если и происходят, то не чаще пары раз в месяц, а активные пользователи переходят на более привычные площадки. Но некоторые соцсети становятся исключением из правил и продолжают существовать в тени таких гигантов, как «ВКонтакте» или «Одноклассники». В них не затихают активности, а пользователи не уходят, а только прибавляются. The Village решил найти альтернативные социальные сети и спросить участников, почему им не хватает «ВКонтакте», Facebook и Instagram. 

Какие бывают соцсети и кто ими пользуется

«МамЛайф» («Прегги»)

Для кого: Для планирующих, беременных и молодых мам

Возможности: Искать мам поблизости, вести блог, переписываться в чате

Разделы:

— «Лента новостей», в которую по желанию можно включать записи только планирующих завести ребенка, только беременных или только мам, а также только пользователей, которые находятся в вашем городе и поблизости;

— «Чаты»;

— «Радар», с помощью которого можно найти тематические каналы («Детская барахолка», «Здоровье и фитнес», «Грудное вскармливание» и так далее), подписаться на блоги популярных мам, сделать запрос по ключевым словам.

Что там происходит

 Катерина Кустова: Пользуюсь соцсетью меньше года, мне порекомендовала ее подружка. Решила зарегистрироваться, потому что не так давно стала молодой мамой. Мне не очень удобно читать обсуждения или стену в группах «ВКонтакте». В «Прегги» же можно перейти в конкретный раздел — «Юмор», «Отношения», «Грудное вскармливание» — и читать про интересующие тебя вещи. Там девочки спрашивают советы друг у друга, более опытные мамы делятся своими знаниями, чему-то учатся, а потом учат этому мам помоложе. Очень многие вопросы можно задать друг другу именно там, потому что приложение чисто женское, а есть такие моменты (например, послеродовой геморрой), про которые не хотелось бы говорить в присутствии мужчин.

Нет такого, чтобы мамы в «Прегги» были за грудное вскармливание, за прививки или против чего-то — сколько людей, столько и мнений. «ВКонтакте» народ кажется озлобленным. Там все начинают рьяно отстаивать свое мнение так, как будто оно единственно верное. В «Прегги» не так: мамы стараются друг к другу относиться очень толерантно. Чуть меньше чем за год использования я ни разу не видела конфликтов.

Многие девочки организуют встречи с мамами по соседству где-нибудь в кафе с детскими комнатами, дружат, гуляют вместе. «Прегги» позволяет настроить ленту записей: можно подписаться на всех мам страны или всех мам города. Я выбрала диапазон в несколько улиц — читаю тех мам, кто рядом со мной.

«Елицы»

Для кого: Для православных

Возможности: Найти храм поблизости и подписаться на его обновления, общаться с пользователями, создавать группы, делать пожертвования в пользу соцсети, дарить подарки другим пользователям

Разделы:

— Стандартные разделы соцсетей: «Новости», «Друзья и подписчики», «Сообщества», «Видео и фото», «Мероприятия»;

— «Православные святыни»;

— «Храмы и карты храмов»;

— «Видеоблоги»;

— Сервисы «Вопросы батюшке», «Вопросы психологу».

Что там происходит

 Рита Гришаева: Соцсетью пользуюсь первый месяц. Услышала о ней в новостях по «России 24», нашла и тут же зарегистрировалась. Там было много полезной информации и не было ничего постороннего, не по теме. Устройство этой сети направлено не на то, чтобы люди не пойми чем там занимались, а на изучение православия и общения на эту тему. В инструкции, которая пришла сразу же после регистрации, содержались первые шаги: как найти ближайший к себе храм и вступить в сообщества по интересам. Я подписалась на ближайший храм — именно оттуда я стала узнавать о службах и других мероприятиях, которые мне интересны.

Я состою в 13 сообществах, среди которых — «Проповеди Андрея Ткачева», «Новости православия» и другие.  Подписана на сообщество «Народный журналист», в котором пользователи выкладывают истории из интернета и из своей жизни. Иногда религиозные тексты не воспринимаются, а жизненную историю с поучительным подтекстом интересно читать, можно репостнуть в другую социальную сеть, и люди это адекватно воспримут, прочитают, и, может, что-то у них в голове повернется. Например, меня очень поразила история про женщину, больную раком. Ее уже выписали умирать, она осознала, что жизнь заканчивается, отпустила житейские проблемы — и стала выздоравливать. Ее перевели в общую палату, она стала всех заражать своей жизнерадостностью, в итоге выписали ее и еще много людей.

Захожу в «Елицы» во время работы каждый день и что-нибудь смотрю. Люди, которые от православия далеки, проходят мимо — это спасает соцсеть от засорения всяким мусором. Однажды я спросила у пользователей: «Что делать, если собираешься прийти в храм в воскресенье, но каждый раз откладываешь?» Начались советы. И они мне действительно тогда помогли — сняли психологический барьер. Я немножечко осмелела, и в ту неделю все-таки пошла в храм. Сейчас я ищу, с кем бы там подружиться, чтобы вместе ходить в церковь.

Enjourney

Для кого: Для путешественников

Возможности: Создавать отчеты о путешествиях и размещать на своей странице, искать отчеты других пользователей по разным параметрам (странам, сезонам, стоимости поездки, количеству участников) и оставлять к ним комментарии

Разделы:

— «Лента»;

— «Фоторепортажи»;

— «Заметки»;

— «Страны».

Что там происходит

 Стелла Михайлова: Я пользуюсь Enjourney около полугода. Узнала я о ней случайно: кто-то что-то лайкнул на Facebook, это оказалось у меня в ленте, я перешла на сайт. До того как зарегистрироваться в Enjourney, я вела собственный блог на Wordpress, но это было вялотекуще. Не то чтобы я путешественник, просто у меня получается много ездить, и я увлекаюсь фотографией, поэтому стала выкладывать истории в блог и обращать внимание на блоги для путешественников. 

Сейчас я просматриваю Enjourney каждый день в надежде увидеть классные посты от пользователей. Всегда хочется спланировать следующую поездку, а некоторые заметки на это вдохновляют. Ты смотришь на места, где они были, и думаешь: «А может быть, мне тоже туда рвануть?» Свои отчеты я тоже публикую — например, сейчас дорабатываю материал про Италию, в которой была еще в октябре. Еще лежат не разобранные фото из Таиланда, Камбоджи и Турции. Я не знаю, сколько времени займет обработка, но буду продолжать делиться репортажами.

На сайте удобный поиск — можно отмечать страну, в которой побывал, а потом искать посты пользователей по странам. Можно искать по ключевым словам и даже по сезонам. Например, я думаю о том, чтобы поехать в Исландию, но все в Исландию ездят летом, потому что там тепло, и я понятия не имею, как там весной. А тут можно поставить фильтр «Исландия весной» и смотреть только такие репортажи.

В Enjourney пока не очень много пользователей. Мне кажется, сейчас я одна из наиболее активных и помогаю другим людям придумывать их путешествия. Только что я выложила репортаж о том, как попала в забастовку в Италии. И уже вижу, что пошли комментарии. Людям особенно понравились мои репортажи из Северной Ирландии про Тропу гигантов и про «Титаник», ведь он был построен в Белфасте. С пользователями лично я не встречалась, но уже представляю в голове их имена, кто на чем специализируется и кто чем интересуется.

MyHeritage

Для кого: Для тех, кто хочет сделать генеалогическое древо и найти дальних родственников

Возможности: Создать свое генеалогическое древо с информацию о родственниках и фотографиями, искать возможных родственников в «деревьях» других пользователей, сдать тест ДНК и узнать о своей этнической принадлежности

Разделы:

— «Древо» (в котором отображены все персоналии и родственные связи);

— «Открытия» — тут можно найти совпадения по людям в профилях других пользователей;

— «Исследование» (он ведет на отдельную страницу сервиса, где хранится более 7 миллиардов исторических записей, можно даже нанять исследователя, который поможет найти совпадения).

Что там происходит

 Таня Верещагина: Этой платформой я пользуюсь три года. Я узнала о сайте, когда специально искала, какие программы использовать для ведения семейного древа: конкретно этот открывает возможности поиска родственников в международном пространстве. MyHeritage продуманно сделан, он постоянно дорабатывается, появляются новые возможности. Больше всего времени у меня ушло на то, чтобы загрузить известную информацию про каждого члена семьи. Я даже отсканировала фотографии, чтобы выложить туда. Сайт дает возможность совместного доступа, поэтому моя сестра тоже участвует в наполнении семейного дерева. Теперь я захожу туда не так часто, время от времени.

Благодаря совпадению информации я нашла через соцсеть родственника — он также разместил там свое древо и оказался родственником по браку дедушкиной сестры. В реальности мы не встречались, но «дружим деревьями» на сайте. Сейчас там появилась интересная функция — можно загрузить результаты анализа ДНК, а они пришлют информацию об этническом происхождении, географических регионах, откуда произошли предки. У сайта есть минус — он достаточно дорогой, если внесено больше 350 родственников (нужно платить 7 долларов в месяц).

Strava

Для кого: Для спортсменов

Возможности: Отмечать свои активности и анализировать их, получать комментарии и оставлять комментарии другим, вступать в сообщества, соревноваться с другими пользователями

Разделы:

— «Панель активности» (участки, маршруты, цели);

— «Тренировка» (частота, продолжительность, результаты);

— «Новинки»;

— «Задача» (поиск участков, спортсменов и соревнований).

Что там происходит

 Давид Классен: Такое чувство, что аккаунт появился у меня вместе с первым велосипедом. У велосипедистов существует устойчивое выражение: если этого нет на «Страве», значит, этого не было. Когда хочешь поделиться результатом в интернете, но без «Стравы» тебе не верят, это становится мотивацией завести и свою страничку. На «Страве» я бываю после совершения активности, то есть каждый день.

«Страва» — отличный социальный инструмент для общения только с теми, кому действительно интересно твое спортивное творчество. Некоторые даже бегают или катаются на велосипеде так, чтобы получались простейшие фигурки или слова. Если ты сделал пост о том, что проехал 200 километров, на Facebook или «ВКонтакте», то практически всем твоим контактам будет все равно. На «Страве» же, кроме лайков, можно ожидать тематических комментариев, советов, основывающихся на данных твоего заезда. Есть анализ данных производительности в ваттах, скорость, пульс, частота вращения педалей. Основная же особенность «Стравы» заключается в прохождении сегментов. Сегменты — это участки, выбранные пользователями для прохождения на время. Ты можешь соревноваться с любым желающим за право статуса «Царя» или «Царицы горы». Это один из самых мотивирующих моментов. Зачастую после завершения активности я провожу синхронизацию, творчески подхожу к названию активности (например, называю ее «Лучше бы остался дома») и делаю несколько фото.

Чтобы сделать пост в «Страве», нужна одна минута. Также там имеются группы по интересам — например, по маркам велосипедов или по стилю жизни. Я посчитал долгом вступить в группу «Веганы с дефицитом белка». За три года на «Страве» у меня набралось более 750 подписчиков. В отпуске я встречался с парочкой из них. Это уютный, теплый, дружный уголок боли в интернете. Когда ты делаешь пост, а «Страва» по твоим данным определяет уровень интенсивности как «Эпичный» (то есть высший уровень, который в хорошем смысле этого слова принес много боли), то это обычно встречается лайками, или «кудосами» на языке «Стравы». Здесь любитель спорта чувствует себя как дома.

Executive

Для кого: Для управленцев, руководителей, предпринимателей

Возможности: Размещать статьи на бизнес-темы (продажи, лидерство, маркетинг, корпоративные практики и другие), комментировать материалы, добавленные другими пользователями, писать личные сообщения, просматривать вакансии и мероприятия

Разделы:

— «Сообщество»;

— «Дискуссии»;

— «Вакансии»;

— «Мероприятия»;

— «Вопросы и ответы».

Что там происходит

 Антон Берсерк: Моя работа — это стратегическое управление продажами. Опыт показал, что это самое главное в любом бизнесе. И тема продаж актуальна будет всегда. Именно это направление я и разбираю в своих статьях на Executive. В 2016 году я получил диплом первой степени «Лучший автор года» в номинации «Бизнес-образование».

Многие топ-менеджеры и управленцы имеют свои персональные страницы в различных социальных сетях, но Executive стал площадкой, где собираются многие. Это место стало площадкой для обсуждения текущих вопросов, для изучения опыта коллег. Возможно, в других социальных сетях есть группы для общения топ-менеджеров, но по масштабу и разнообразию обсуждаемых тем они вряд ли сравнятся с Executive. Если раньше данная площадка выглядела как форум, то со временем функционал расширяется и проект все больше и больше напоминает социальную сеть. Есть ли среди моих партнеров и клиентов люди с Executive? Возможно. Мир профессиональных связей созревает долго. И бывает так, что человек прочитал статью на Executive, а спустя полгода написал мне на Facebook. Все относительно. Я работаю с платформой минимум раз в неделю. Бывает и чаще, особенно если происходит обсуждение горячих тем.


Зачем создавать другие соцсети,
если есть «ВКонтакте» и Facebook?

Рамиль Хамидуллин, разработчик сети Islam.life

Я решил объединить мусульман в одном приложении. Вы скажете, что есть VK и Facebook? Да, там есть множество мусульманских групп, одни не признают других, и наоборот, хотя мы поклоняемся одному Аллаху, и Коран для всех нас един и неизменен. Я считаю, что в моем приложении есть много функций, которых нет в других, — например, встроенное радио, где читают Коран. Каждый день мы публикуем хадисы и аяты из Корана. Пользователи получают полезные наставления, сами делятся информацией. Лучше прочитать одну полезную статью за день и получить от нее пользу, чем пролистать сотни мотивирующих картинок, как это бывает в обычных соцсетях. Мы планируем делать приложение международным, но пока изучаем аудиторию в России. Посмотрим, как дела будут развиваться дальше. Моя цель — сплочение мусульман.


Наталья Чиж, PR-директор соцсети «Елицы»

Работа нашей команды по созданию православной социальной сети «Елицы» началась в сентябре 2013 года. Первый релиз и появление сети в интернете состоялись в мае 2014 года (когда было получено благословение Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла на работу сети). За три года существования проекта (с момента появления в Сети) выявлен устойчивый спрос на православную соцсеть, сформировано ядро аудитории, определены перспективные направления развития. Налажены отношения с официальными органами Церкви и множеством внутрицерковных организаций и сообществ. За 2,5 года в проект было инвестировано 900 тысяч долларов. 

Основная задача — сделать «Елицы» основным каналом коммуникации с широкой традиционно ориентированной аудиторией и церковным сообществом. Наш проект выполняет прежде всего миссионерские функции. В нашей стране 70 % населения причисляет себя к чадам Русской православной церкви. Это 100 миллионов человек только в России. На данный момент в социальной сети зарегистрированы 145 тысяч человек, 18 тысяч храмов, а количество просмотров в месяц достигает 1,8 миллиона. Для любой значимой социальной группы с выраженными специфическими потребностями можно и должно создать социальную сеть, что мы и сделали.