На что жалуются сотрудники офисов. Изображение № 1.

Сергей Кудрявцев

управляющий партнёр PRIDEX

Наша компания занимается проектированием и строительством офисов. Перед тем как приступить к работе, мы опрашиваем сотрудников компаний о том, что их больше всего раздражает на рабочем месте. За пять лет у нас накопились ответы около 10 тысяч человек, работающих более чем в 90 офисах в Московском регионе.
Вот наиболее распространённые ответы.

 

Плохая вентиляция и запахи

Большинство офисных сотрудников раздражают вентиляция и неприятные запахи. На них пожаловались 48 % респондентов. Также люди обращают внимание на духоту и невозможность регулировать температуру.

Как правило, проблемы с системами отопления, вентиляции и кондиционирования связаны с недостаточно мощным или неправильно обслуживаемым оборудованием. Во многих случаях это следствие попытки сэкономить на этапе строительства или при отделке: бизнес-центр либо не рассчитан на такое количество сотрудников, либо арендатор в целях экономии сократил число воздухораспределительных устройств.

 

Плотная рассадка

Около 27 % сотрудников недовольны плотной рассадкой. Их беспокоило слишком близкое соседство с коллегами, а также нехватка места для документов и бумаг.

Перед каждым работодателем возникает дилемма, какой офис строить — комфортный или недорогой. Баланс вполне достижим при грамотном зонировании открытых рабочих пространств. Улучшить атмосферу в офисе могут комнаты отдыха, игровые и уютные переговорные.

 

Шум

24 % участников опроса жаловались на то, что их отвлекает от работы шум в офисе. Среди его причин — большое количество рабочих мест в одном помещении, телефонные разговоры коллег и регулярные визиты гостей, которые отвлекают от работы.

Есть несколько эффективных способов решения проблемы шума. К примеру, перегородки между рабочими местами или акустический подвесной потолок, который не даёт звуку отражаться и экранировать, распространяясь по всему оупенспейсу. А благодаря хорошей планировке и навигации можно минимизировать поток посетителей в рабочих зонах.

 

Нехватка переговорных

О недостаточном количестве переговорных комнат заявляют 24 % опрашиваемых сотрудников. Это серьёзно усложняет порядок назначения встреч. Сотрудники, которым не хватило переговорки, начинают устраивать собрания на рабочих местах, мешая другим.

В качестве решения можно предложить использование мобильных перегородок, которые позволяют за короткое время делить или объединять помещения.

 

Плохое освещение

В каждой пятой анкете фигурировала проблема плохого освещения. Как правило, сотрудники отмечали недостаточную мощность светильников. Отдельные участники опроса жаловались на нехватку естественного освещения на своём рабочем месте.

Чтобы решить эту проблему, стоит сделать перепланировку, чтобы рабочие зоны располагались в самых освещённых местах.

 

Отсутствие места для курения

В 15 % анкет в списке недостатков офисов фигурировало отсутствие места для курения. Значительное количество офисных сотрудников считают этот фактор серьёзным недостатком, несмотря на то что оно было запрещено в большинстве бизнес-центров даже до введения антитабачных законов.

 

Неудобная и непрочная мебель

13 % сотрудников мешает работать неудобный стул или стол. В большинстве люди отмечали плохую эргономику, небольшие размеры и низкое качество мебели.

При этом компании часто забывают, что современный рынок офисной мебели огромен и для того, чтобы найти наиболее комфортные стулья, можно даже устроить тест-драйв, в рамках которого сотрудники сами выберут подходящий им вариант.

 

Отсутствие кофе-поинтов

Невозможность выпить кофе на работе или разогреть принесённый из дома обед расстраивает 12 % респондентов. По их мнению, отсутствие кофе-поинта или кухни вынуждает их покупать дорогие и часто невкусные бизнес-ланчи.

Наш опыт показывает, что кофе-поинт очень часто становится неформальным центром офиса. Непринуждённая атмосфера создаёт благоприятные условия для контактов сотрудников, что положительно сказывается на настроении коллектива. Мы рекомендуем организовывать помещения для приёма пищи для каждого оупенспейса.

 

Нехватка туалетов

Проблему постоянно занятых туалетных кабинок выделили около 5 % опрашиваемых. Причём она наиболее характерна для женских коллективов.

Количество туалетов, писсуаров и умывальников рассчитывается исходя из количества штатных сотрудников. К примеру, СНиП требует наличие одного унитаза на 20–30 мужчин или 15 женщин. Эти нормы редко соблюдаются, что может приводить к неловким ситуациям.

 

Отсутствие гардероба

Отсутствие в офисе гардеробной является проблемой для 3 % опрашиваемых. Участники опроса жаловались на хранение верхней одежды в самых неожиданных местах: рабочих столах, шкафах для документов, тумбочках и т. д.

Во многом эта проблема носит сезонный характер — мы рекомендуем выделять под гардеробную отдельное небольшое помещение, которое летом может использоваться в качестве раздевалок для сотрудников, приезжающих на работу на велосипеде.