Известные компании очень тщательно подходят к подбору сотрудников. Например, собеседование о приёме на работу в Amazon может длиться пять часов. Рекрутеры за это время проверяют и то, насколько хорошо кандидат знает Excel, и как умеет руководить людьми. Процесс приёма на работу в Google может растянуться на полгода: за это время соискателям придётся пройти несколько раундов собеседований с руководителем и коллегами, а также решить множество нестандартных задач. The Village выяснил, какие методы используют HR-специалисты в российских компаниях.

 

Вопрос с подвохом в «Лаборатории Касперского»

На вакансии вирусных аналитиков в эту компанию часто претендуют студенты или начинающие специалисты. Об опыте их найма рассказывал руководитель отдела антивирусных исследований Алексей Маланов. Чтобы определить уровень мотивации претендентов, будущий босс просил их описать, что для них входит в понятие «хорошая работа». Одни говорили про близость офиса к дому, другие — про уровень зарплаты, третьи — про дружный коллектив и возможности карьерного роста. По ответам становилось понятно, что человеку важнее — интересные рабочие задачи или просто стабильный заработок. Последних старались отсеивать.

 

Оценка компетенций в Danone

Перед тем как приглашать человека на собеседование, рекрутеры компании внимательно читают сопроводительное письмо к его резюме. Причём трогательные признания в любви к йогуртам не прибавляют очков кандидату — лучше изучить бизнес Danone и написать о том, какие ваши компетенции могут помочь его развитию. Во время собеседования используют метод competency-based assessment — интервью по компетенциям. Его особенность в том, что соискателя подробно и с пристрастием расспрашивают о прошлом опыте работы, незаметно выпытывая информацию о навыках работы с подчинёнными или умении выполнить работу в срок.

 

Подробности для P&G

В этой компании особенно внимательно читают резюме: в нём должна быть указана цель кандидата, а также как можно больше достижений — рекрутеры советуют не скромничать. Если резюме понравится, вас попросят заполнить анкету и пригласят на тестирование. На него стоит взять всё необходимое: не факт, что рекрутер выдаст вам калькулятор. После успешного прохождения теста следует интервью. Специалисты компании рекомендуют как можно увереннее и подробнее рассказывать о себе: обстоятельства того, почему вы пошли на летнюю стажировку, могут вам принести дополнительные очки.

 

Тесты в Coca-Cola

Претенденты на работу в компании проходят тестирование по методике компании SHL. Здесь есть несколько видов тестов: с помощью одних проверяют умение работать с текстовой информацией, другие позволяют оценить, как человек работает с таблицами и числовыми данными, третьи — как он ведёт себя с людьми. И хотя тесты не являются основным критерием приёма на работу, к их прохождению советуют готовиться тщательно, так как именно на этом этапе отсеивают многих кандидатов.

 

Смена языков в PwC

Перед тем как попасть на собеседование, кандидаты на некоторые позиции в этой компании проходят онлайн-тестирование по математике и логике. Затем вам могут предложить приехать в офис для прохождения новой порции тестов — для оценки уровня английского и профессиональных знаний. Далее следуют два этапа собеседований — с представителем HR-департамента и будущим начальником. Во время беседы принято задавать вопросы то на русском, то на английском языке, при этом наблюдают за тем, насколько быстро кандидат адаптируется к новым условиям.

 

Стресс-интервью в «Альфа-банке»

HR-менеджеры этого банка иногда вводят в ступор соискателей резкими вопросами, нарочито безразличным тоном или советами поменять сферу деятельности. Обижаться на такое отношение не стоит: введя человека в стрессовую ситуацию, рекрутеры могут увидеть, насколько он уверен в себе, умеет убеждать в своей правоте и не боится трудностей. В ситуации стресса кандидаты часто теряются и начинают говорить о том, о чём хотели бы умолчать. Так что лучший совет в этом случае — сохранять самообладание.

 

Логические задачки в ABBYY

По традиции, заложенной ещё основателем компании Давидом Яном, на собеседовании кандидаты решают логические задачки. Например, им предлагают подобрать выключатели к трём лампочкам, при условии что зайти в комнату с выключателями можно один раз и лампочки из неё не видны, или за два взвешивания на рычажных весах без гирь выявить, какой из восьми бильярдных шаров тяжелее остальных. Такие задачи решают и программисты, и маркетологи. Главная цель этих заданий — посмотреть, как человек подходит к решению проблем и действует в сложной ситуации.