Кирилл Ширяев

руководитель отдела подбора персонала «Лаборатории Касперского»

Программа адаптации «Лаборатории Касперского» очень насыщенная и состоит из нескольких этапов. Руководитель расписывает их сотрудника в «Плане адаптации». Он включает в себя регулярные встречи с начальником или наставником для определения шагов адаптации в компании. Помимо этого, на этих встречах определяются задачи на испытательный срок и планы развития. Каждые две недели мы проводим трёхчасовые вводные встречи для новых сотрудников. На них мы знакомим новичков с историей компании, продуктовой линейкой и руководством, а также рассказываем о том, как устроена наша жизнь, делимся с ними основной информацией, которая может пригодиться в первые дни и месяцы работы. Например, рассказываем о том, какие отпуска существуют в компании и как их оформить, как уйти на больничный, что делать, если возникла проблема с компьютером, какие есть правила безопасности в офисе и так далее.

На этих вводных встречах новые сотрудники получают «Брошюру новичка». В ней написано, какие возможности обучения и развития существуют у нас, что входит в социальный пакет, какие есть специальные предложения для сотрудников, к кому и по какому вопросу обращаться. Помимо этого, всю необходимую информацию можно получить на нашем внутреннем интранет-портале. Также всем сотрудникам в первый рабочий день мы дарим коробку с нашим антивирусом.

   

Ирина Усачёва

начальник отдела обучения и оценки персонала торговой сети «Азбука вкуса»

Каждый новый сотрудник офиса компании проходит «Погружение» — на один день становится работником супермаркета, чаще всего продавцом. Так новичок может понять нюансы работы торгового персонала. Это хороший способ оценить, насколько выполнимы правила и инструкции, которые разрабатываются для магазинов, и увидеть процесс обслуживания покупателей изнутри.

У работников супермаркетов тоже есть возможность погрузиться в незнакомый для них мир — посетить кулинарное производство компании. Здесь они могут увидеть весь цикл приготовления продуктов. Каждый новый сотрудник супермаркета проходит цикл тренингов. Их цель — не только подготовить человека с профессиональной точки зрения, но и снабдить его необходимыми навыками в области психологии. Такая подготовка даёт возможность заранее распознать и погасить конфликтные ситуации, а также научиться продавать товар без давления и навязчивости. Поддержкой приобретённых в центре обучения знаний занимаются наставники на местах. Это отдельная каста сотрудников, которые помогают стажёрам.

   

Татьяна Казакова

менеджер управления персоналом холдинга «Сибур»

Программа адаптации в «Сибуре» действует с 2010 года. Изначально она распространялась только на сотрудников корпоративного центра, а затем была внедрена на всех предприятиях холдинга. Каждый новый сотрудник в свой первый рабочий день получает «Комплект новичка» — буклет с информацией о компании, фирменную кружку и брошюру «Наша жизнь» с необходимыми контактами и правилами работы.

Все новички проходят дистанционный электронный курс «Добро пожаловать в „Сибур“!». Это интересный анимационный мультимедийный продукт, где главные герои — новичок Мономер и его наставник Полимер — подробно рассказывают о компании: её истории, бизнесе, корпоративной культуре, проектах, перспективах и других важных аспектах жизни «Сибура».
Ещё один важный этап адаптации — постановка задач новому сотруднику. Непосредственный руководитель ставит задачи на испытательный срок, сотрудник заполняет план работы, по которому впоследствии оценивается успешность прохождения этого периода. На предприятиях для рабочих эту роль выполняет наставник, который отвечает за производственное обучение и допуск к работе.

Два раза в квартал в компании проводятся адаптационные тренинги, на которые приглашаются новички, принятые за этот период. На тренинге в качестве спикера выступает один из руководителей «Сибура» с презентацией о компании. Завершается тренинг игрой «Агитационный плакат», где сотрудники в группах рисуют плакат, посвящённый одной из корпоративных ценностей.