На собеседованиях в разных компаниях соискателей спрашивают примерно одно и то же. HR-специалисты интересуются опытом работы и образованием, задают сакраментальный вопрос «Кем вы себя видите через десять лет?» и делают свои выводы из ответов. В конце мая портал Superjob опросил тысячу рекрутеров из разных городов, узнал, какой вопрос они больше всего любят задавать на собеседовании, и сравнил эти данные с ответами пятилетней давности.

 Назовите свой любимый вопрос, который вы задаёте соискателям на собеседованиях

Вопрос

2010 год

2015 год

   

Кем вы видите себя в будущем / ваша цель, мечта?

4 %

7 %

   

Вопросы о трудовом стаже, опыте работы

3 %

7 %

   

Вопросы о личных достижениях

6 % 

6 %

   

Вопросы о причинах увольнения с предыдущего места работы / причинах поиска новой работы

7 %

5 %

   

Расскажите о себе 

5 %

5 %

   

Какую работу вы ищете / ваше представление об идеальной работе?

4 %

4 %

   

Вопросы о личных достоинствах и недостатках

3 %

4 %

   

Чего вы ждёте от новой работы?

3 %

4 %

   

Почему вы выбрали нашу компанию/вакансию?

4 %

3 %

   

Почему вы выбрали именно эту профессию/специальность?

3 %

3 %

   

Почему мы должны принять на работу именно вас / чем вы будете полезны нашей компании?

2 % 

3 %

   

Каков желаемый уровень зарплаты

0 %

3 %

   

Вопросы о хобби, увлечениях

2 %

1 %

   

Опишите ваш рабочий день

2 %

1 %

   

Как вы представляете себе работу в нашей компании?

2 %

1 %

   

Оцените свой профессионализм

2 %

1 %

   

Нет такого

8 %

2 %

   

Другое 

29 % 

30 % 

   

Затрудняюсь / не хочу отвечать

11 %

10 %

   

О чём теперь спрашивают на собеседовании. Изображение № 1.

Наталья Голованова

руководитель исследовательского центра портала Superjob.ru

Самое значимое изменение, которое мы зафиксировали, — стало больше конкретных вопросов. Например, в списке любимых впервые появился вопрос о желаемом уровне зарплат, почти в два раза чаще стали задавать вопросы про опыт и стаж работы. А вот описать свой рабочий день или рассказать о хобби теперь просят реже, видимо, считая такую информацию второстепенной. Возросла ли нагрузка на рекрутеров компаний и им некогда спрашивать о хобби или просто вырос уровень профессионализма, сложно сделать однозначный вывод.

   

О чём теперь спрашивают на собеседовании. Изображение № 2.

Елена Адамовская

директор департамента «Административный персонал» хедхантинговой компании Cornerstone

В стабильное время, которое рекрутеры между собой называли «временем кандидата», когда за хороших соискателей могли бороться сразу несколько компаний, для работодателя очень важно было оценить истинную мотивацию кандидата. Не станет ли новое место работы просто перевалочным пунктом, не перекупит ли конкурент в следующем месяце ценного сотрудника повышением компенсации, сможет ли он вписаться в корпоративную культуру компании, разделяет ли он её ценности?

В настоящее время, когда сам факт работы в стабильной компании с регулярной выплатой зарплаты является мотивирующем фактором, а у работодателя всегда есть пул кандидатов, готовых рассматривать позицию, приоритеты меняются. В сложное время главное, что ценит работодатель, — это эффективность. Новый сотрудник не имеет возможности долго втягиваться в процесс. Он должен выйти и сразу показать результат. Сокращается время на обучение и адаптацию, время — деньги. Вопросы, которые задают рекрутеры сегодня, направлены на прояснение слепых зон в резюме. Будьте готовы подкрепить рассказ о своих достижениях конкретными цифрами, столкнуться с интервью по компетенциям, выполнить тесты, пройти несколько этапов собеседований. Поиск работы может затянуться именно оттого, что у работодателя нет времени на пробы и ошибки.

О чём теперь спрашивают на собеседовании. Изображение № 3. 

Екатерина Третьякова

менеджер рекрутинговой компании Antal Russia

Сегодня компании подбирают специалистов не просто для того, чтобы закрыть конкретную позицию, они задумываются о перспективах каждого соискателя в их команде, поэтому больше интересуются целями и мотивацией кандидатов. Им важно понять, как долго человек может остаться в компании, как планирует развиваться, как он видит свою карьеру и что им движет при смене работы. Детальное прояснение ожиданий по зарплате также играет не последнюю роль. В связи с непростой экономической ситуацией работодателю важно понимать зарплатные ожидания кандидата и их соответствие бюджету компании, дабы избежать недопонимания на финальных этапах и пустой траты времени.

При отборе работодатели всё больше внимания уделяют как профессиональным, так и личностным компетенциям будущих сотрудников. В зависимости от компании и позиции требования могут отличаться. Важными могут быть, например, такие профессиональные компетенции, как способность управлять людьми или разрешать конфликты, в других случаях главным будет умение давать обратную связь. Создаётся определённый пул вопросов, кейсов для решения, которые позволяют прояснить уровень развития той или иной компетенции у соискателя. Конкретный вопрос про хобби может иногда задаваться в конце интервью, если остаётся время, но обычно к этому моменту личностный профиль кандидата уже составлен.