Пост в фейсбуке может как разрушить карьеру, так и вывести ее на новую орбиту. По данным опроса кадрового холдинга «Анкор», 83 % российских компаний используют соцсети для размещения вакансий. Но этим они не ограничиваются: 76 % работодателей оценивают профили кандидатов; то, как человек презентует себя в соцсетях, важно для 98 % компаний, свидетельствуют данные опроса HeadHunter. Именно поэтому, отчаявшись найти работу на сайтах с объявлениями о вакансиях, некоторые пишут отчаянный, ироничный или деловой пост в фейсбук. Так поступила и специалист по внутреннему пиару Катарина Калараш — ее пост стал довольно популярным и помог ей найти работу. The Village узнал, что помогло девушке найти серьезного работодателя среди сотен ироничных пользователей и как сделать пост о поиске работы наиболее эффективным.

Катарина Калараш

специалист по внутренним коммуникациям

Пост в фейсбуке

Я работала в компании — разработчике игр для мобильных платформ. (К сожалению, название написать не могу по договору о конфиденциальности). Это была проектная работа, я занималась внутренними коммуникациями и различными мероприятиями для повышения лояльности сотрудников. Проект закончился в феврале, и я сразу же стала искать работу.

Сначала решила искать ее старым проверенным, так скажем, дедовским методом — на сайтах для поиска работы, но результативность была очень низкой. С моей подругой и специалистом по подбору персонала мы посмотрели статистику сайта и увидели, что кандидатов на должность «Специалист по внутренним коммуникациям» — более 500 человек, а на смежную «Event-менеджер» и того больше — 1 500.

Работодатели неохотно просматривали мои отклики, вяло звали на собеседования, и меня это начало уже довольно сильно раздражать, ведь мне надо платить за квартиру, покупать корм собаке, ну и самой как-нибудь питаться. И тут я вспомнила о том, что на фейсбуке есть масса отличных групп, с помощью которых HR-специалисты ищут талантливые головы. В несколько из этих групп я решила сделать пост о себе в немного ироничном и юмористичном стиле — вместе со своей фотографией.

Такой формат я выбрала потому, что многие мои знакомые HR-специалисты хантят людей с помощью LinkedIn и Facebook. Я подумала: а почему бы и мне не схантить их? Я полистала профильные группы, поняла, что люди в основном пишут о себе довольно скучную, нудную информацию из формального резюме. Но ведь каждый работодатель хочет вишенку на торте — и я решила стать именно той вишенкой.

Текст я писала сама и просила некоторых своих друзей подсказать, что лучше убрать или, наоборот, добавить. Например, многих товарищей смутила фраза про вегетарианца, но я решила оставить, так как не пыталась оскорбить ничьих убеждений.

Основной задумкой было заинтересовать работодателя и завести с ним диалог. Я решила писать не о том, что я сделала на предыдущих местах работы, а о том, с чем я могу справиться и что люблю больше всего. Ведь я все равно буду высылать свое резюме, в котором будут расписаны все мои достижения и профессиональные навыки. В тексте я рассказываю о том, что у меня есть дар убеждения, что я способна поддержать беседу, могу и помочь всегда. Я также пишу о том, что могу организовать любое мероприятие, замотивировать сотрудников, сделать компанию предметом большой любви и гордости. Мои должностные обязанности на том или ином проекте есть в моем резюме.

Реакция пользователей

Пост довольно быстро начал получать приятные комментарии, просьбы выслать резюме, и, конечно, в комментарии пришли мои любимые хейтеры, которые всем всегда недовольны. Многие писали, что это плагиат, что такое уже все видели миллион раз и что этот текст никак не раскрывает моих умений (что странно), но большая часть людей желали удачи и просили рассказать о результате такой самопрезентации.

С моей личной страницы было сделано 75 репостов, а с пяти пабликов — еще около 100. Люди начали писать личные сообщения, оставлять комментарии, просить почту и давать свои контакты для связи.

Я старалась никому не хамить в ответ: во-первых, это бы только испортило обо мне впечатление; во-вторых, я понимаю, что не на это нужно тратить свое время и силы. А они просто от безделья пишут ерунду всякую типа «Ой, только потому, что ты красивая, все и делают репост», «Видел точно такой же текст еще лет семь назад, а пипл хавает» и все в таком духе.

Предложения о работе

Так за три дня меня пригласили на 20 собеседований, а конверсия с hh.ru за это время не увеличилась. Мне предложили поработать на Бали, в Германии, на Украине, в Казахстане и во многих городах России. Благодаря посту я побывала на собеседованиях в таких крупных компаниях, как «Мейл.ру», «Авито», Альфа-банк, Сбербанк, Xiaomi, аэропорт Домодедово, BMW. Также меня звали ивент- и рекламные агентства, отели, рестораны, тур-операторы и многие другие. Самое необычное, что мне предложили, — это продвигать ритуальные услуги. Среди прочего были предложения идти в стендап, открыть свой бизнес, вести мастер-классы и написать свою книгу.

Предложений было очень много — всех и не вспомнить, но все перекрыла крупная компания — Сбербанк. Бывает, приходишь куда-то и чувствуешь себя комфортно. Обычно на собеседовании очень нервозно, тебя допрашивают и все пытаются узнать: «Кем вы себя видите через пять лет?», «Почему вы выбрали именно нашу компанию?» А здесь такого не было. Мы так здорово пообщались, что мне захотелось вернуться. В итоге в Сбербанке мне предложили должность специалиста по внутренним коммуникациям, хорошую зарплату, удобный график, удобную локацию, обязанности, которые меня очень радуют, коллектив радушных девушек. Там очень жизнерадостный директор и, конечно, перспектива. Ах да, там еще есть фитнес-зал. В конце марта я смогу приступить к работе, и она обещает быть очень интересной и насыщенной. Моя новая руководительница говорит, что, когда она рассказывает знакомым про новую сотрудницу, которую нашла через фейсбук, все сразу узнают и меня: «А эта та девушка, что и про Фрейда поговорит, и концерт котика в Олимпийском замутит?»

Татьяна Савелова

руководитель департамента «Агентство Контакт»:

Как такие объявления воспринимают в компаниях

Не могу однозначно выразить мнение всего HR-сообщества; по моему мнению, подобное объявление воспринимается позитивно: во-первых, это воспринимается как персонализированное сообщение, за которым видна личность, во-вторых, у владельца поста была возможность рассказать о своих знаниях и умениях в нестандартной форме.

Вчера читала интересное исследование об особенностях поколения Z и как к ним найти подход. Одним из ключевых блоков было рассмотрение того, как поменялось восприятие информации современным обществом. Люди рождаются с «пальцем на кнопке», мы начинаем свое утро с разблокировки смартфона. Привлечь к себе внимание и быть замеченным в огромных потоках информации все сложнее, поэтому появление подобных постов будет эффективным ходом в ближайшее время.

Уже с университетских скамей будущим соискателям говорят о важности составления не только резюме, но и сопроводительного письма. «Оно должно быть уникальным, располагающим, запоминающимся, способным выделяться среди сотен писем других». На мой взгляд, Катарине все это удалось, отсюда и большое количество откликов работодателей и, как результат, трудоустройство. Возможно, автору письма стоило бы добавить информацию о сферах и сегментах, которые могли бы заинтересовать.