The Village продолжает выяснять, сколько зарабатывают и на что тратят деньги представители разных профессий. В новом выпуске — таксист. Доходы таксиста зависят не только от количества поездок и часов работы, но и от компаний и сервисов, с которыми сотрудничает водитель. The Village поговорил с таксистом, который работает сразу с несколькими сервисами, и узнал, сколько он зарабатывает и на что тратит деньги.

Профессия

Таксист

Средний доход

60 000 рублей в месяц


Траты

4 000 рублей

коммунальные платежи

6 000 рублей

ланчи

24 000 рублей

продукты на семью из трёх человек

5 000 рублей

обслуживание машины

6 000 рублей

детский сад и секция плавания для ребёнка

5 000 рублей

одежда и бытовые расходы

10 000 рублей

накопления

Как стать таксистом

Мне 38 лет. Таксистом я работаю чуть меньше года. До этого я работал в транспортной логистике, потом уехал за границу, вернулся, потому что там не задался бизнес. Как-то я оформлял машину и совершенно случайно познакомился с парнем, который подключал к сервису Uber. Поскольку по возвращении я оказался в достаточно сложном финансовом положении и уже слышал про Uber, когда жил в Европе, и у меня была машина, которая подходила под критерии, я решил попробовать, и меня как-то подзатянуло.

Я являюсь индивидуальным предпринимателем, оформил на себя лицензию и подключился к разным службам напрямую или через партнёров. Сейчас такси — это просто программы, уже нет никаких раций, не надо кому-то звонить и что-то рассказывать. У меня есть айфон и Android, с помощью оповещений мне предлагают разные заказы, а я уже сам принимаю решение, какие поездки взять.

В нашем государстве индивидуальным предпринимателям, чтобы получить лицензию на такси, необходимо иметь 350 рублей и желание. Больше ничего. Лицензия выдаётся на транспортное средство.

Я пробовал разный график работы. Сейчас работаю примерно с девяти-десяти утра до полуночи или часа ночи. График устанавливаю себе сам. Город всегда ездит утром и вечером, но поскольку я не вижу смысла прерываться, то работаю и днём. Моя жизнь, к сожалению, выстроена так, что у меня очень длинный рабочий день. Я всегда стараюсь в пятницу вечером уезжать на дачу со своей семьёй и возвращаться в воскресенье вечером.

Рабочий день начинается так: выезжаю, включаю программы и выбираю по принципу, какая первая «стрельнула». Дальше эту взял, другие отключил, выполнил. И в таком алгоритме продолжаю дальше.

Особенности работы

Таксист — уже, безусловно, не профессия, потому что сюда может прийти каждый. Гости из Азии демпингуют, готовы ездить просто за хлеб. Демпингуют и службы такси, и сами водители. На выходе страдают сами пассажиры, того не понимая. Заказывая дешёвую услугу, нельзя требовать хорошего качества. В такси формата «Народное» вы можете заказать машину, ждать её часами, а водитель просто не захочет ехать, потому что взял более интересный заказ.

Я не вижу разницы между Uber и обычным такси. Но если классическое такси подразумевает наличие лицензии, то к Uber в Санкт-Петербурге сейчас может подключиться каждый встречный-поперечный. Единственное требование — в течение 30 дней после начала работы предоставить справку об отсутствии судимости. Моя самая дешёвая перевозка в Uber — 72 рубля. Это ниже нижнего, днище. Если любой уважающий себя человек увидит перевозку в 72 рубля, он никогда не поедет, поэтому Uber — всегда рулетка. Я знаю алгоритм, как можно отказаться от поездки, но это мой профессиональный секрет. Я вожу людей уже избирательно: высшее образование научило меня быстро разбираться во многих вещах. Сейчас я изучил всё изнутри и не беру то, что мне неинтересно. В массе своей я принимаю заказы с коэффициентами, когда есть недостаток машин и много заказов. Пока сезон, туризм, я стараюсь работать на аэропорт, пытаюсь делать так, чтобы поездок было меньше, но чтобы они были дороже.

Программы, которые меняют данные GPS, я не использую. Во время сезона это не имеет смысла. Но вообще такие уловки существуют: система может думать, что я нахожусь в одном месте, а на самом деле я в другом. Ещё есть так называемый отстой. Люди стоят на популярных точках и платят бандитам или коррумпированным полицейским. Можно встать туда, назвать свои атомные ценники и ездить. Есть люди, которые до сих пор голосуют. Их тоже можно подвозить. И есть работа по диспетчерским службам, как работаю я. Самое удачное, с чем можно сравнить эту деятельность, — это рыбалка. Город — это озеро, а в озере везде есть рыба. Есть маленькая, есть большая, но она есть везде. Можно иметь разные удочки-программы, тогда шансы повышаются. Во времена сезона — с мая по октябрь — нужна внутренняя интуиция и простое понимание, что люди с утра из спальных районов едут в центр, например.

Есть места в городе, где иногда проходят контрольные закупки транспортной инспекции. Если они берут машину, а водитель оказывается без лицензии, то это называется незаконной предпринимательской деятельностью. Орудие труда, а именно автомобиль, забирают на штрафстоянку. Водителю без лицензии придётся разбираться в суде, что такое Uber — такси или не такси. Я же в этом плане защищён.

Службы заказа такси — это такие магазины, которые предлагают поездки вместо товаров. Как только клиент садится к вам в машину, на этом ответственность служб такси заканчивается. Дальше это только проблема таксиста. Uber более человечный в этом отношении, но это очень-очень низкорентабельное такси. Uber забирает 20 % от суммы поездки, остальное они присылают раз в неделю на мой расчётный счёт.

Следующий сервис — это Gett. Это тот же Uber, только там необходима лицензия, и они практикуют перевозки за наличные. Ценник там повыше, с ним интересно возить людей по пробкам, потому что идёт поминутная тарификация. Ещё я вожу «Яндекс.Такси», тоже очень избирательно. Стараюсь возить тариф «Комфорт», потому что «Эконом» меня унижает. «Яндекс» идёт по пути Uber и вводит пиковые расценки — так тоже интересно возить.

Есть старое питерское «Такси 777» — очень низкие тарифы, но его я тоже иногда использую. Когда я еду за город, то смотрю биржи РБТакси. Там работает принцип электронных торгов, начинается от тысячи рублей. Есть такси «Ведёрко», такси «Народное» — с ними я не работаю, потому что там перемещения в Петербурге стоят как в Uber.

Такси «Максим» пришло к нам с Урала, они набрали водителей. Я один из первых, кто подключился, но все более-менее достойные тарифы продержались десять дней. За теперешние их цены я практически не вожу, только если по пути. За 120 рублей ниже моего достоинства сажать к себе людей.

Одна из служб-лидеров, на мой взгляд, — это «Таксовичкоф», у них самые высокие тарифы. Они дают большое количество заказов, достаточно хороший ценник, но есть и несколько недостатков. Например, определённый дресс-код, что не всем водителям удобно, и, что самое печальное, — это логистика. Иногда диспетчеры не очень хорошо разговаривают с водителями, когда надо далеко ехать к клиенту или заказ с просрочкой (такси опаздывает и клиент может быть недоволен или вообще не заплатить).

Самое неприятное в работе — это отсутствие нормального человеческого отношения. Хотя это прежде всего бизнес, и плакаться — ниже моего достоинства. Тем не менее неприятно, когда тебе в диспетчерской службе в приказном порядке говорят ехать куда-то туда, хотя туда ты ехать не хочешь, потому что это невыгодно. Некий дискомфорт вызывает чувство незащищённости. По большому счёту, в такси очень часто происходит так, что водитель сам остаётся со своими проблемами. Когда дело касается взимания каких-то денег, то диспетчерские службы этим занимаются в первую очередь. С того момента, когда пассажир сел в салон, это стало полностью проблемой водителя. Наблевали в салоне, скандал, не заплатили, повредили машину — всё что угодно — таксист решает эти вопросы сам. Я езжу со средствами самообороны и, если будет угроза моей жизни, не буду раздумывать ни секунды.

Недавно была такая ситуация: я подъезжаю на заказ, проливной дождь, стоит женщина возле детского садика, в руках коляска и два ребёнка трёх и семи лет. У меня тоже есть ребёнок, поэтому его кресло и бустер я использую в своей работе. Я начинаю доставать их из багажника, и тут женщина говорит: «Я не поеду. Я не буду сажать своих детей в эти вещи». Чисто по-человечески мне стало очень неприятно. У меня пятилетняя иномарка, я не одет как бомж, выгляжу нормально, в конце концов, у меня есть костюм Armani. В моей машине никогда не насрано, всё чисто и опрятно. Она не захотела сажать своих детей, я попытался выяснить, почему, но она не ответила. Поскольку я ИП, для меня перевозка детей без кресел является грубым нарушением, за это штраф 100 тысяч рублей. Поэтому я сказал, что если она не хочет сажать детей, то я её не повезу. Женщина не поехала, она осталась стоять мокнуть, а я просто уехал. Почему это произошло, мне непонятно. Наверное, мне и не надо понимать. Я на самом деле не думал, что в наших согражданах бывает такое количество, простите, говна. Бывают люди настолько мелочные и говнистые, что это просто смешно. Раньше я, наверное, их просто не замечал, но сейчас я вижу много таких, и мне иногда очень жалко, что я живу среди них.

Ещё пример. Едем по заказу, звонит женщине служба контроля качества такси и спрашивает, предложил ли водитель музыку. А она отвечает: «Знаете, нет, не предложил мне ни музыку, ни климат, ни то мне не предложил, ни это». И мне назначают штраф, небольшой — 50 или 100 рублей. Вот у меня вопрос: неужели ты настолько мелочный человек или у тебя нету рта, что ты садишься и, если тебе холодно, не можешь попросить, чтобы сделали потеплее? Почему я должен, как попугай, всё это проговаривать? Поначалу я всё это проговаривал, но в нормальных людях это вызывает только раздражение.

Такси в том состоянии, в котором я сейчас его наблюдаю, — это унижение. Но это также тренирует такое библейское качество, как смирение и, безусловно, стрессоустойчивость. Здесь вы никогда ничего никому не докажете.

Зарплата

Я зарабатываю около 60 тысяч рублей. Валовый доход в день разный. Если 4 тысячи рублей в день — это плохо, если 8 тысяч рублей — это хорошо. С этих денег надо отдать комиссию диспетчерской, надо поесть, заправиться.

В конце каждой поездки нужно выписывать бланк строгой отчётности. Не выписали — в компании «Таксовичкоф» штраф 100 рублей. Если не предложили музыку — ещё 50 рублей. Ещё компании штрафуют за отмену заявок. Премии бывают только в Uber. Когда ты совершаешь больше 35 поездок в месяц, компания доплачивает 70 рублей за каждую поездку. Грубо говоря, 2 500 рублей получается.

Самая дорогая моя поездка — на границу с Финляндией — 5 400 рублей за 220 километров пути. На самом деле, это очень мало и невыгодно для водителя.

Траты

Я живу в своей квартире. Коммунальные платежи составляют 3–4 тысячи рублей. Когда я уезжаю на работу, ничего из еды не беру с собой. Завтракаю я всегда дома, а обеды проходят очень быстро, молниеносно. Это какой-то фастфуд, от которого я пытаюсь отказываться, потому что на внешнем виде и здоровье это очень сказывается. Сейчас меня привлекают предложения по бизнес-ланчам в виде шведских столов в разных кафе и ресторанах нашего города. Я знаю несколько точек, столовки, где можно поесть суп, какое-то горячее. Когда не получается, я могу, как говорится, и бересту пожевать. Питаться вне дома получается быстрее и дешевле, чем дома. Есть места, где бизнес-ланч стоит 250 рублей. Я считаю, что это очень гуманно. Места находятся в центре, поэтому очень удобно. В месяц получается 5–6 тысяч рублей. Домашними делами занимается жена. Мы не питаемся чем-то сверхъестественным — омаров у меня дома нет. Поэтому расходы среднестатистические — 5–6 тысяч рублей в неделю за продукты, как у всех.

Я, естественно, что-то надеваю. Два года мы прожили на прекрасном острове Кипре, где мне нужны были только футболка и шорты. Сейчас есть какая-то одежда, её и ношу. В магазины я не хожу: я очень много работаю, мне некогда. Этим жена занимается.

По большому счёту все люди живут одинаково. Есть ещё ребенок, которого нужно одевать, обувать и кормить. С учётом того, что сейчас тяжёлая финансовая ситуация, приходится пользоваться Avito. Как бы мне это печальным ни казалось. Ботинки за 5 тысяч рублей для ребёнка, работая в такси, я не могу купить. За тысячу могу. У меня ребёнку пять лет, он сейчас очень быстро растёт. Садик для ребёнка стоит копейки — тысячу рублей. На плавание ходит, платим 5 тысяч рублей. Сейчас ещё на какие-то секции пойдёт.

У машины тоже есть затратная часть. Каждые 15 тысяч километров нужно менять масло — это 2–3 тысячи рублей. А пробег в среднем 200–300 километров в сутки. Что-то сломалось — это и 5 тысяч, и 10 тысяч, и 20 тысяч рублей может быть. Такие расходы сложно посчитать. Жена ещё зарабатывает, мы откладываем, пытаемся накопить на что-то.

Работая в такси, отказываешься практически от всего. На самом деле, это очень неблагодарный труд. Это работа на грани фола. Для того чтобы заработать приличные деньги, нужно очень и очень много работать.

После ежедневного 16-часового трэша самый хороший отдых — в кругу семьи, спокойно, на даче, поездить на велосипеде, половить рыбу, сходить за грибами. У меня есть ружьё, я иногда стреляю, но я не охотник.

Сейчас я очень много времени провожу в машине и очень мало с семьёй. А в моей жизни приоритеты немного другие. Есть некая свобода, но на самом деле она иллюзорна. Это только кажется, что ты свободен, а на самом деле такой же раб. Единственное, что приятно, — я нажимаю на кнопку, всё это выключается, и наступает тишина.


иллюстрации: Даша Кошкина