The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске — иллюстратор. Обычно эти специалисты работают на фрилансе, и фиксированной стоимости их работ нет: за одно и то же задание можно получить и 5 тысяч рублей, и 50 тысяч. Девушка, которая уволилась с поста арт-директора, чтобы заниматься иллюстрацией, рассказала нам о своих доходах и тратах.

Профессия

Иллюстратор

Доход

90 000 рублей


Траты

20 000 рублей

аренда квартиры

15 000 рублей

еда

10 000 рублей

развлечения

7 000 рублей

одежда

4 000 рублей

транспорт

1 000 рублей

расходы на кота

33 000 рублей

накопления

Как стать иллюстратором

Я люблю выражать свое отношение к миру через рисунки, и иллюстрация — это то, чем я хотела заниматься с детства. Я окончила художественную школу, а после пошла на курс иллюстрации в Британской высшей школе дизайна. По окончании курсов я работала арт-директором в крупном рекламном агентстве, но спустя какое-то время работа мне разонравилась из-за отсутствия свободы творчества. Я собрала финансовую подушку и уволилась в надежде устроиться иллюстратором.

Я стала предлагать свои услуги издательствам, СМИ и арт-директорам разных компаний. В это же время я запустила проект, в рамках которого каждый день иллюстрировала одну понравившуюся мне новость. Идею предложил мой муж, а я люблю реагировать на события и делаю это довольно смешно, поэтому с радостью взялась за проект. Я выкладывала рисунки в социальных сетях, и проект становился популярным. Когда я набрала порядка 15 работ, то объединила их в один пост, в котором сообщила, что ищу работу иллюстратора, и попросила друзей репостнуть. В итоге все мои знакомые знали, что я ищу работу, и это помогло. За первый месяц поисков я получила пять-шесть заказов и почти за все взялась. Новостной проект продержался несколько месяцев — до тех пор, пока у меня стабильно не стали появляться заказы.

Издания и арт-директора, которым я отправляла письма в начале поисков, стали отвечать примерно спустя полгода. В результате за несколько лет работы я сделала дизайн упаковок, иллюстрации для банка, торгового центра, алкогольной продукции, журнала и интернет-СМИ, придумала фирменный стиль кафе, а также поучаствовала в создании комикса и иллюстрировала книгу. Кстати, у меня нет собственного сайта с моими работами, клиенты узнают обо мне по сарафанному радио. Либо сама пишу людям, которые мне нравятся.

Начинающие талантливые иллюстраторы часто стесняются публично показывать свои работы и ждут, пока соберут крутое портфолио. Я тоже так делала, но поняла, что не надо ничего ждать, надо действовать сейчас, быть наглым и активно рассказывать о себе в социальных сетях.

Особенности работы

За два года работы я стала чувствовать себя увереннее и стала отказываться от некоторых предложений. Сейчас я стараюсь выполнять большие заказы и берусь только за ту работу, которая мне нравится. При общении с клиентом я стараюсь узнать как можно больше информации: в чем особенности продукта, кто его аудитория и так далее. Часто для этого приходится встречаться и обсуждать детали вживую.

Со временем заказчики стали мне доверять и давать свободу творчества, но я никогда не знаю заранее, что буду рисовать. Я не придерживаюсь одного стиля и каждый раз пробую что-нибудь новое. Журнальная и книжная иллюстрация — это визуальный комментарий к тексту. Но это не значит, что картинка должна просто дублировать его. Она может быть остроумным дополнением или личным мнением автора, с которым читатель может согласиться или нет. Также иллюстрация может задавать вопросы или отсылать к интересным фактам написанного. С рекламной иллюстрацией все немного по-другому, потому что здесь должен быть четкий бриф. На эту тему, кстати, один иллюстратор сказал хорошую фразу: «Если вы рисуете яблоко, то не нужно подписывать рисунок словом „яблоко“». В обратную сторону это тоже работает.

Есть два типа иллюстраторов: первые кайфуют от того, что рисуют что угодно из головы, а вторым обязательно нужна задача. Я принадлежу ко вторым: не люблю рисовать просто так, и мой новостной проект был, по сути, заказом самой себе. Даже когда мне дают полную свободу творчества, я устанавливаю для себя рамки и ставлю собственную задачу внутри клиентского заказа. Важно, чтобы рисунок понравился не только заказчику, но и мне.  

Во время учебы я много рисовала красками, но со временем поняла, что самое комфортное — работать на графическом планшете. Во-первых, он всегда со мной, и я могу рисовать откуда угодно, а во-вторых, это быстрее. Если ты рисуешь руками, то нужно потом сканировать рисунок, а это занимает слишком много времени. К тому же на планшете гораздо легче вносить правки. В прошлом году я рисовала иллюстрации к книжке карандашами и чуть не померла от этого процесса.

Я работаю из дома каждый день по пять-шесть часов. Обычно я делаю параллельно несколько рисунков, поэтому утром мне всегда нужно составить рабочий план на день. Работа над рисунком начинается с цветовой гаммы, в которой я хочу работать. Иногда она сама рождается у меня в голове, а иногда в поиске хорошего сочетания цветов приходится подолгу смотреть картинки в Tumblr или Pinterest. Раз в два месяца бывает, что я в течение двух недель не работаю. Так происходит не потому, что я ленюсь, а просто из-за отсутствия заказов.

Однажды ко мне обратилась одна очень крупная компания, которой нужно было разработать персонажей для игры. Однако они сами не знали, чего хотят, и в результате переговоров попросили меня составить для них бриф. Я его составила и отправила, но человек, с которым я общалась, перестал отвечать, а через неделю другой сотрудник этой же компании прислал мне задание с моим же брифом. То есть они решили со мной не работать, но воспользовались моим брифом, рассылали его разным иллюстраторам и случайно отправили опять мне. Это был единственный раз, когда я позволила себе нагрубить заказчику. Вообще, если у меня в самом начале обсуждения появляются проблемы с клиентом и вынос моего мозга, то я стараюсь сразу отказаться от работы.

Знакомые рассказали мне, что делать, если не хочешь брать заказ. Нужно просто назвать заказчику безумно высокую цену за работу. Обычно все сразу отказываются, однако пару раз кто-то соглашался, и приходилось работать. Крупные фирмы и издательства обычно сами устанавливают цену за работу, а со стартапами и новыми командами каждый случай разбирается индивидуально.

Доходы

За последние два-три года рынок иллюстрации значительно вырос. Заказчиков стало больше, и они готовы нормально платить. Стало больше и иллюстраторов, что тоже хорошо, потому что здоровая конкуренция способствует повышению качества.

В моей профессии очень большой разброс цен. Я как-то проводила эксперимент и узнала, что за одну и ту же работу одни люди готовы заплатить 5 тысяч рублей, а другие — 50 тысяч. Люди не знают, как и во сколько оценивать труд иллюстратора. При этом, кстати, малоизвестные заказчики охотнее платят большие суммы, чем многие крупные бренды. Некоторые рекламные агентства оценивают стоимость работы в листах А4, но это странно, потому что каждый иллюстратор тратит разное количество времени на иллюстрацию. Я, например, рисую большими формами, а другой иллюстратор прорисовывает каждую деталь. Несправедливо, что он потратит на рисунок в формате А4 гораздо больше времени, чем я, а получим мы равную сумму денег. Мне кажется, наиболее правильно оплачивать труд по часам, и иногда я рассчитываю стоимость заказа исходя из стоимости часа.

Сейчас я стараюсь не браться за заказы стоимостью ниже 10 тысяч рублей, хотя порой делаю исключения для одного издания, у которого фиксированная оплата работы. Небольшой заказ на 5 тысяч рублей я сделаю за день, а самый большой мой заказ был на 200 тысяч рублей, его я делала полтора месяца. Помимо денег, заказчики периодически присылают мне разные ништяки. Например, на Новый год мне подарили духи, кремы и прочие приятные вещи.

Я считаю свою зарплату соответствующей моему труду, потому что я много отдыхаю. Мне хватает денег на жизнь, но как человек с амбициями я всегда хочу больше. Думаю, если постоянно брать много заказов, то за три-четыре года можно зарабатывать 150 тысяч рублей.

Расходы

Мы с мужем пытаемся вести учет доходов и расходов, но получается с переменным успехом. Вообще, мы большие транжиры: тратим очень много денег на развлечения. Постоянно ходим в кино, бары, на катки, выставки и так далее. Мы ведем активный образ жизни и придерживаемся философии «Нужно не экономить, а больше зарабатывать». Если один из нас захотел что-нибудь купить или куда-нибудь пойти, то мы это делаем.

Мы снимаем квартиру за 40 тысяч рублей и откладываем деньги стихийно, на собственную квартиру не копим. Обычно, когда сумма накоплений доходит до 200 тысяч рублей, мы не можем не поехать в путешествие.

Мне важно путешествовать. В прошлом году мы два раза ездили за границу и около пяти раз путешествовали с мужем по России. Мы в два захода объездили города Золотого кольца и были несколько раз в Сочи. Кстати, как-то в Сочи мы за четыре дня умудрились потратить 100 тысяч рублей, притом что жили у родителей мужа. Я сама не понимаю, как так получилось. Я бы хотела откладывать больше денег, но пока не выходит.

В идеале я хочу два месяца в году отдыхать от работы и Москвы в какой-нибудь теплой стране. Я думала над тем, чтобы работать не из Москвы, но мужа удерживает работа, поэтому такой вариант пока не рассматривается.


иллюстрации: Дарья Кошкина