Полевая не знает точно, сколько веганов живёт в России или хотя бы в столице: такой статистики не существует, — зато знает, какая обувь и одежда нужна тысяче подписавшихся на новости её интернет-магазина. Этичная обувь, по словам Юлии, не просто сделана без использования натуральной кожи и меха, а произведена в соответствии со стандартами культуры вегана: без химикатов, тестов на животных и загрязнения окружающей среды. Такую обувь 26-летняя студентка факультета религиоведения РГГУ начала привозить в Россию в ноябре 2011 года, в декабре она открыла свой интернет-магазин и уже получила несколько предложений о продаже франшизы в регионы.

           
           

Юлия ПОЛЕВАЯ

     
Создатель магазина
   
 

«ВЕГАНСКОЕ СООБЩЕСТВО ДОВОЛЬНО ЗАКРЫТОЕ, И ТО, ЧТО Я САМА ВЕГЕТАРИАНКА, ХОЖУ В ТЕХ ЖЕ ВЕЩАХ, ЧТО И ОНИ, И МОГУ ПОДДЕРЖАТЬ РАЗГОВОР, — БОЛЬШОЙ ПЛЮС, КЛИЕНТЫ СТАНОВЯТСЯ ГОРАЗДО ЛОЯЛЬНЕЕ».

 

О ПРОЕКТЕ

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 1.

 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
Продажа обуви

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 2.

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ 

 
Декабрь 2011 года

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 3.

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК 

 
не более 400 000 рублей

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 4.

 

САЙТ 

 
Calicostore.ru

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 5.

 

АДРЕС

 
Нижний Сусальный пер., 5, строение 4

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 6.

 

КАК ПРИШЛА ИДЕЯ

Я веган уже несколько лет и по себе знаю, как сложно найти обувь не из кожи, чтобы она была удобной и хорошо выглядела. В России предложения почти нет. Поэтому когда я задумалась о своём бизнесе, то сразу решила, что буду делать что-то для сообщества веганов. Этичная обувь — это не просто ботинки из кожзаменителя, это значит, что компания, которая её производит, не загрязняет окружающую среду, использует экологичные материалы, соблюдает права животных и людей. «Калико» в переводе с английского — «коленкор», вид такни и окрас животных, когда присутствует три цвета, как правило, белый, чёрный и рыжий — у меня такая собака, дворняжка. 

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 7.

 

ЧТО СДЕЛАЛИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ 

С момента возникновения идеи до конкретных шагов прошло примерно полгода. Всё это время мы что-то читали о рынке, изучали, пытались найти статистику, подписывались на рассылки всех обувных интернет-магазинов и следили за тем, как у них построен маркетинг. Нет точной статистики, сколько веганов живёт в России и даже в Москве, поэтому приходилось всё делать наугад, ориентироваться на численность сообществ в «ЖЖ», «Фейсбуке», «ВКонтакте», спрашивать, сколько клиентов у веганских кафе. В процессе сбора документов нет ничего сложного, но всё происходит немного дольше, чем хотелось бы, это важно понимать. Сейчас у нас есть фирма-посредник, которая имеет право вести торговую деятельность с зарубежными партнёрами. Мы начали сотрудничать с ними с самого начала, потому что не хотели сразу получать лицензию на этот род деятельности, бизнес мог не пойти. Это отнимает часть прибыли, в будущем от услуг дилера мы откажемся.

 

  С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ ПРОЕКТ 

Нам не очень везло: мы собирались открыться в ноябре, чтобы попасть в высокий сезон, когда все покупают обувь на зиму, но открылись только перед самым Новым годом. Хорошо, что наш товар — не колбаса, он не протухнет. Первую партию зимней обуви, 104 пары, мы продать не успели, но в следующем году снова её выставим на виртуальную полку. После первой партии стало понятно, что самый ходовой женский размер не 37–38, как мы думали, а 39–40. Если в первый раз мы старались привезти побольше размеров, то теперь расширяем ассортимент. Заниматься нужно тем, в чём ты хорошо разбираешься. Обувь Vegetarian Shoes я знаю давно, заказывала себе её по интернету не раз и знаю, что веганам она подойдёт. Весной нам опять не повезло: вы помните, какая была весна, её не было — после зимы сразу наступило лето. Но демисезонная коллекция продавалась лучше зимней, нас уже знали. 

 

О КЛИЕНТАХ 

Веганское сообщество довольно закрытое, и то, что я сама вегетарианка, хожу в тех же вещах, что и они, и могу поддержать разговор, — большой плюс, клиенты становятся гораздо лояльнее. Постоянные клиенты приносят около 40 % оборота. Из регионов уже начали приходить заказы. 

 

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 17.

 ЗА СЧЁТ ОПТОВЫХ ПОСТАВОК Я МОГУ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТО ЭТА ОБУВЬ
В МОЁМ МАГАЗИНЕ БУДЕТ СТОИТЬ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ ЕСЛИ БЫ ЧЕЛОВЕК САМ ЗАКАЗЫВАЛ ЕЁ ИЗ АНГЛИИ 

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 18.

 

  ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ БИЗНЕС 

У меня два партнёра, один из них работает генеральным директором компании, у неё большой трудовой стаж за плечами и образование МВА. Без образования и опыта нельзя сделать свой бизнес. У нас низкомаржинальный бизнес, маржа составляет около 12 %, поэтому нужно увеличивать объём продаж. У меня нет офиса, я принимаю заказы по телефону — на сайте висит мой номер, он доступен с 10 утра до 9 вечера. Клиенты сами забирают обувь с нашего небольшого склада на «Арме», заодно они могут купить ещё пару-другую. Сложно пока оценить оборот, в любом случае первое время все вырученные деньги будем вкладывать в покупку новых коллекций. Пара обуви у нас на сайте стоит 3,5–4 тысячи рублей, если самому заказывать её в Англии, выйдет дороже. Пока мы заказываем обувь только у компании Vegeterian Shoes, но в будущем сезоне появится ещё несколько европейских поставщиков.

 

ПРОДВИЖЕНИЕ 

Сейчас мы ориентируемся на сообщество веганов «ВКонтакте», у нас в этой соцсети больше 1 000 друзей и очень низкий процент отписывающихся от новостей. В последних опросах, которые мы проводили, чтобы узнать, какой размер преимущественно носит наш покупатель, участвовали около 400 человек — 100 с лишним мальчиков и почти 300 девочек. Продвижение в основном идёт через «ВКонтакте», чуть меньше через другие социальные сети. Сейчас мы разместили рекламу в «Яндекс.Директ» — посмотрим, как это сработает. Мы сразу подружились со многими веганскими кафе, раскладываем там листовки, рекламу, они рассказывают о нас клиентам.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ 

Расширяться есть куда. Во-первых, мы не замыкаемся только на обуви — мы делаем магазин этичной одежды и будем расширять ассортимент. Во-вторых, ещё не охвачены смежные сообщества. Недавно начали приходить предложения из регионов, люди хотят стать нашими франчайзи и продавать нашу обувь у себя. Мы дали себе год на то, чтобы понять, как идут дела. Прошло полгода, и мы понимаем, что, несмотря на невезение и некоторые ошибки, это настоящий бизнес и мы будем продолжать его развивать. 

 

СОВЕТЫ

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 19.

 

Сколько бы исследований и историй чужого опыта вы не прочитали, учесть всё невозможно и учиться придётся на собственных ошибках.

 

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 20.

 

Открывать просто интернет-магазин обуви или одежды — путь в никуда, их слишком много, а для того чтобы сделать нишевой магазин, нужно самому очень хорошо разбираться в том, как живут твои клиенты, что им нужно. У нас есть несколько конкурентов, которые пытаются продавать обувь для веганов, но они не живут с этим и не понимают, что нужно сообществу. В итоге на их сайтах мы видим много обуви из кожзаменителя.

 

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 21.

 

Всё происходит очень медленно, к этому нужно быть готовым. У нас были проволочки с регистрацией, с созданием сайта, английские партнёры оказались размеренными и вальяжными и не так быстро, как нам хотелось бы, отвечали на письма.

 

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 22.

 

Страх, что не получится то, что задумал, — это нормально, но нельзя воспринимать его слишком серьёзно, нужно продолжать пытаться.

 

Юлия Полевая — создатель магазина этичной обуви Calico. Изображение № 23.

 

Лёгких и быстрых денег в таком бизнесе не будет, это важно понимать. Но лёгкие и быстрые деньги — это совсем не то, к чему нужно стремиться.