Однажды Сергею Ле-Захарову попалась статья про чешское изобретение Fotorobot Table, позволяющее быстро сделать 3D-съёмку небольшого объекта. Конструкция вращающегося стола показалась выпускнику кафедры теоретической механики петербуржского Политеха не очень сложной, и он повторил её в университетской лаборатории. Так начался проект «Фотомеханика». Сергею и его брату Александру удалось изготовить свои столы в четыре раза дешевле, чем производителям чешского прототипа. За год более 100 интернет-магазинов купили у Ле-Захаровых их оборудование.


Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 1.

Сергей ЛЕ-ЗАХАРОВ

Основатель компании PhotoMechanics
 

«МЫ ЗАПУСТИЛИ САЙТ В АПРЕЛЕ, А ПЕРВЫЙ СТОЛ СДЕЛАЛИ ТОЛЬКО К НОЯБРЮ. С ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ТАКУЮ СИТУАЦИЮ МОЖНО БЫЛО БЫ НАЗВАТЬ ОШИБКОЙ, НО В РОССИИ НЕТ АНАЛОГОВ НАШЕМУ ОБОРУДОВАНИЮ ПО НЕВЫСОКОЙ ЦЕНЕ, ПОЭТОМУ КЛИЕНТЫ ТЕРПЕЛИВО ЖДАЛИ ПОЛГОДА».

 

О ПРОЕКТЕ

Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 2.

 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
Оборудование для 3D-фото

Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 3.

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

 
1 апреля 2011 года

Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 4.

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК

 
110 000 рублей

Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 5.

 

САЙТ

 
www.photomechanics.ru

Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 6.

 

КАК ПРИШЛА ИДЕЯ

Всё началось зимой 2010 года с заметки в журнале «Популярная механика» о Fotorobot Table. Я оценил находчивость изобретателей и то, что цена на простейший комплект начиналась от 4 000 евро. Аналогичные разработки с похожим прайсом есть у американской компании Ortery. Мне показалось, что можно изготовить стол дешевле.

 

ЧТО СДЕЛАЛИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

Я набросал чертёж прототипа первого продукта «Фотомеханики» — автоматического поворотного стола PhotoMechanics RD-60. Мой брат Александр начал писать необходимый софт, который позволяет с помощью компьютерной программы вращать стол во время съёмки и автоматически собирать из фотографий ролик. Компанию мы зарегистрировали 1 апреля 2011 года и тогда же запустили сайт.

Мы немного понимали в конструировании страниц: в школе я подрабатывал тем, что писал сайты. Зарабатывал этим не много, но научился простым правилам. Их всего три: сделать user-friendly url, написать тексты, одновременно содержательные и со значительным количеством ключевых слов («3D-фотография» в нашем случае) и поставить побольше перекрёстных ссылок. Всё это SEO мы делали сами. В итоге в апреле наша страничка стала первой по ключевому запросу в Google. 

С другой продукцией такой ход был бы ошибочен, потому что столов для реализации у нас ещё не было, когда заказы начали поступать. Но многие заказчики терпеливо ждали по полгода и дольше, потому что иностранное оборудование слишком дорогое, а дешёвые российские аналоги не предполагают электронного управления с помощью компьютера. 

 

Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 7.

МЫ ПРОДАЁМ 10 СТОЛОВ В МЕСЯЦ, НО ИНОГДА СЛУЧАЮТСЯ НЕОБЪЯСНИМЫЕ ВСПЛЕСКИ — В ИЮЛЕ КУПИЛИ 8 СТОЛОВ ЗА НЕДЕЛЮ

Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 8.

 

КЛИЕНТЫ

Изначально я полагал, что такие столы могут быть востребованы владельцами онлайн-магазинов, а в марте 2010 года наткнулся на исследование PriceWaterhouseCoopers, которое подтвердило мою теорию. Там говорилось, что один из главных тормозов развития интернет-торговли — отсутствие возможности рассмотреть товар со всех сторон. Клиент онлайн-магазинов действует почти вслепую, ориентируясь только на двумерные картинки часто плохого качества. Возможность оценить будущее приобретение с помощью трёхмерного изображения могла бы помочь. Существуют компьютерные программы вроде Pano2QTVR, которые сшивают несколько фото объекта в одно объёмное видео, но поворачивать предмет во время съёмки приходится вручную. Для небольшого онлайн-магазина с тысячей наименований товаров это слишком трудоёмкая задача.

Как я предполагал, так и вышло. Наше оборудование заказывают владельцы онлайн-магазинов. Среди клиентов есть профессиональные фотографы, но их довольно мало. На таком столе (у нас два размера — 33 см и 60 см в диаметре) удобно снимать небольшие вещи — продукты, ювелирные изделия, оргтехнику. 

За день мы получаем примерно пять звонков, обычно один из обратившихся совершает покупку. Клиент вносит предоплату (полную сумму или половину, в зависимости от величины заказа), и в момент поступления денег на счёт мы пересылаем товар. Формирование заказа занимает 5 рабочих дней. Плюс доставка. До Москвы посылка идёт сутки, до других регионов не более недели. 

Мы пользуемся услугами частной транспортной компании «Невская звезда», их цены довольно высокие — отправить посылку в Москву стоит 1 000 рублей, — но условия работы гибкие. Например, можно без выплаты неустойки перенести время приёмки товара. К тому же мы уверены, что у них ничего не потеряется и не сломается. В Сибири и на Урале у нас другой, более дешёвый партнёр, и как-то раз они повредили нам столешницу. 

 

РАСХОДЫ И ОБОРОТ

Прообраз первого стола я собрал из подручных материалов, потратившись только на шаговый двигатель и контроллер для устройства. Издержки составили 10 000 рублей. Чтобы придать конструкции товарный вид — сделать красивый корпус, аккуратные кнопки и так далее, — пришлось вложить ещё 100 000 рублей. Дизайн для клиентов не очень важен, и мы придумали его сами. Дальше мы своих денег в производство почти не вкладывали — использовали существующий cashflow.

Обороты «Фотомеханики» более-менее стабильные — около 250 000–300 000 рублей в месяц. Бывают необъяснимые всплески — в июле за неделю купили 8 столов. 

Максимум деталей мы стараемся делать сами, закупая материал: в основном алюминиевый и стальной профиль. Типовые запчасти покупаем готовыми: блоки питания, шкивы, шестерёнки, крепёжные детали. За год приобрели несколько станков, фрезерный и другие (ещё около 400 000 рублей). Бывают сложности со сроками поставки: например, шкивы (колесо, на которое надевается ремень передачи) в России не делают вообще. 

Мы заказываем их через официальных представителей европейских компаний из Швеции, Италии, Германии. Иногда доставка занимает до 6 месяцев. Сначала из-за этого возникали проблемы: мы не могли в срок собрать и отвезти клиенту стол. Правда, такое случалось всего пару раз, потом мы проанализировали поток заказов и спланировали график поступления запчастей с учётом задержек. Теперь главное — не забыть заказать детали вовремя. Корпусы мы тоже делаем на заказ, они из листового металла. Их производит компания «Техпром». 

Первую партию корпусов я спроектировал так, что поместить туда запчасти устройства было практически невозможно, а разобрать назад — ещё сложнее. Сейчас всё отлажено. Есть детали, которые мы сначала покупали, но потом сумели освоить их производство: это столешница (белый диск, на который ставится предмет для съёмки; 750 рублей, если делать на заказ, 150 рублей, если самим) и контроллер (4 500 рублей стоит готовый, 2 000 рублей — свой). 

Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 9.

КОНКУРЕНЦИЯ ПО ЗАПРОСУ «ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ 3D-ФОТО» НЕВЫСОКАЯ. А ПО «СВАДЕБНОЕ ФОТО» ЗАДЁШЕВО В ТОП НЕ ПРОЛЕЗТЬ

Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 10.

Нам повезло с тем, что не приходится тратиться на аренду помещения. В Политехе мы бесплатно пользуемся комнатой в 50 кв. м, где стоят станки. В обмен на это мы отремонтировали университету помещение. Денег не тратили, штукатурку вуз предоставил сам. Мы пускаем студентов попрактиковаться на оборудовании. Кстати, контроллер для нас спроектировал один из студентов. 

Пока у нас в ассортименте два продукта — столы на 33 см и 60 см стоимостью 25 000 и 29 500 рублей соответственно. В разработке 120-сантиметровый, предназначенный для съёмки крупногабаритных объектов. От его запуска в продажу мы ожидаем роста выручки полтора-два раза: уже много запросов. 

 

ПРОДВИЖЕНИЕ

Пока мы только прогоняли сайт по каталогам. Это SEO-процедура, когда ссылку на твою страницу прописывают во множестве товарных каталогов. Поисковики первыми выдают те сайты, на которые стоит много таких линков. Мы повторяем эту процедуру с интервалом в 4–5 месяцев, это стоит около 5 000 рублей. Ещё важный момент — конкуренция по нашему запросу («оборудование для 3D-фото») довольно невысокая. По запросу «свадебное фото» задёшево в топ не пролезешь. 

ПЕРСПЕКТИВЫ

Главное ограничение для развития проекта — наша занятость. Мы до сих пор не можем запустить в производство фотомашину, которую придумали в самом начале вместе со столами. Эта конструкция должна быть полностью автономной. С её помощью 3D-съёмку сможет сделать кто угодно. Профессиональный фотограф не нужен, как в случае со столом. Машина будет стоить 250 000 рублей, и мы надеемся, что через два месяца выставим образец на продажу. Думаю, первое время будем продавать одну-две в месяц.

Пока у нас отсутствуют какие-либо каналы сбыта, кроме сайта. Благодаря ему, в день поступает порядка 5 звонков от потенциальных клиентов. Впрочем, посещаемость ресурса в последние месяцы стала падать. Возможно, переломить ситуацию поможет планируемый перевод сайта на английский язык — до сих пор запросы из-за рубежа поступали от русскоязычных граждан Украины, Израиля, Италии. Около 10 % покупок на их счету.

Кроме перевода, нужно будет решить массу других задач: организовать экспорт, найти партнёров за границей для сервисного обслуживания, наладить англоязычную техподдержку, англоязычные продажи, оплату из-за рубежа, решить вопросы с таможней, доставкой за границу и т. д. Выход на международный рынок может оказаться обременительным, и мы пока не торопимся.


СОВЕТЫ

Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 11.

 

Не стоит работать по предзаказу и браться за создание продукта специально под клиента. Как-то раз мы приняли у москвичей заказ на разработку продукта, которого ещё не было в линейке: автоматического бокса для 3D-съёмки, где, помимо поворотного стола, ещё есть осветительный комплекс. Клиент внёс предоплату 35 %, оговорил детали устройства и сроки изготовления. В итоге продукт, хоть и удовлетворял всем прописанным требованиям, заказчика не устроил даже после доработки. Остаток суммы он так и не внёс. Тем не менее бокс мы намерены доработать и запустить в производство.

Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 12.

 

Опыт научил меня, что нельзя резко увеличивать продажи и производство. В студенческие годы у нас с приятелем была подработка — съёмка детей в школах. Потоковый бизнес, где мы толком не отстроили процесс. В какой-то момент наняли новых сотрудников, набрали съёмок, а потом заказы кончились, и на шее сидели люди, которым приходилось платить зарплату. В этом бизнесе мы схожих ошибок не допускаем, развиваемся плавно и не торопимся резко увеличивать объём сборки.

Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 13.

 

Мы стараемся больше общаться с клиентами напрямую. Во-первых, потому что нанимать ещё одного сотрудника затратно. На телефонные звонки отвечаем сами. Во-вторых, клиенты часто советуют что-то, подсказывают, как улучшить продукт. Мы регулярно обновляем софт для нашего устройства; большинство обновлений подсказано именно клиентами. Например, они посоветовали добавлять логотип или водяные знаки на 3D-фото и сделать поддержку старых моделей фотоаппаратов Canon.

Крутящий момент: Как «Фотомеханика» зарабатывает на 3D-съёмках. Изображение № 14.

 

Если вы не очень активно работаете с иностранными клиентами, но иногда получаете заказы из-за границы, важно найти оптимальный вариант переправки посылки. Заказ из Израиля покупатель забирал сам — специально приезжал в Санкт-Петербург. Заказ на Украину мы оформляли как покупку, совершённую гражданином России, а он от своего имени отправлял её по почте как подарок. Я хотел провести всё официально, но в этом есть смысл, только если отправляешь партию хотя бы из 10–12 штук. Иначе получается слишком дорого — нужно платить транспортной компании плюс таможенную пошлину как юрлицо. Это съедает 30 % от стоимости посылки.

текст: Анна Грязева

фото: Георгий Павленко