«Если бы я родился снова, то опять стал бы предпринимателем» — эти слова турецкого миллиардера Сакипа Сабанджи висят на главной странице ILoveIP.ru. Так же звучит кредо создателей сайта Светланы Малаховой и Антона Пуро. Юристы открыли своё бюро — регистрировали фирмы и выбивали долги из клиентов иностранных компаний, однако размеренная жизнь быстро наскучила. Малахова и Пуро решили поэкспериментировать с расширением клиентуры через интернет и получили десятки тысяч пользователей.

 

СФЕРА БИЗНЕСА

Оказание юридических услуг, взыскание долгов

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

2009 год

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК

300 000 рублей

 

САЙТ

Iloveip.ru

 

Светлана Малахова и Антон Пуро 

Сооснователи проекта Я люблю ИП

 

Как пришла идея

Мы очень хотели заниматься бизнесом. Сначала собрались открыть электронную базу договоров, где можно было бы ввести необходимые данные и получить шаблоны соглашений. Но от идеи отказались, когда поняли, что разработка и превращение посетителей в клиентов займут слишком много времени. Поэтому решили начать с оказания юридических услуг и делать это в режиме офлайна.

До «Лигэйда» никто из нас не имел опыта предпринимательской деятельности (Светлана работала в «Техснабэкспорте», Антон в бюро «Сухарев и партнёры». — H&F). Обоим исполнилось 25 лет, обоим хотелось понять, что такое реальный бизнес, какие услуги востребованны на рынке.

За пределами городов-миллионников любой бизнес
не на продаже строительных материалов — это крутые перспективы

 

В 2009 году мы уволились и поехали в Набережные Челны. Почему именно туда? Реальный бизнес в Москве мы бы не потянули: слишком дорогая аренда. За пределами городов-миллионников любой бизнес, основанный не на продаже строительных материалов, — это уже крутые перспективы. Мы просто выбрали город, в котором Светлана провела детство и где живут её родители. Думали, останемся на полгода, но в итоге зависли на два с половиной. Бизнес начался с оказания услуг по регистрации фирм — самое простое, что мы могли предложить. 

Бытует мнение, что если хочешь зарегистрировать компанию, то начни с ООО: это, мол, куда круче и безопасней. Но за два с половиной года в Челнах мы убедились в обратном: большинство сегодня выступает как раз от лица индивидуальных предпринимателей, предпочитая не сталкиваться с дополнительными сложностями. Через два с половиной года мы решили делать некоммерческий проект «Я люблю ИП». Мы попытались представить, как наиболее подробно и доходчиво можно рассказать о регистрации ИП близким нам по духу людям, чтобы потом, возможно, конвертировать этих бизнесменов в клиентов.

С чего начали

Никакого представления о том, как развивать интернет-сервисы, у нас не было. Подготовительный процесс занял примерно полгода: смотрели передачу «Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым», читали соответствующую литературу и составляли план. Дальше действовали интуитивно: зарегистрировали компанию, сняли офис и дали первую рекламу о себе. На всё потребовалось 300 000 рублей — эти деньги нам занял отец Антона. Половину капитала съела аренда: мы сняли 24 кв. м на первом этаже крупного банка. Выбор места оказался ошибкой: люди традиционно боятся юридических услуг и считают, что они стоят слишком дорого. В нашем случае соседство с банком усиливало отрицательный эффект. Помещение сменили быстро, через несколько месяцев «Лигэйд» переехал в 60-метровую квартиру в жилом доме. 

Другую значительную часть денег потратили на подписку на систему «Консультант Плюс». Остальные расходы совсем незначительные: сайт для «Лигэйда» стоил примерно 1 500 рублей.

Клиенты нашлись за счёт рекламы: мы сразу разместили объявления в городских газетах и интернете. Самой эффективной оказалась раздача листовок: промоутеры стояли рядом с ближайшим отделением налоговой службы, куда люди приходили, чтобы узнать, какие документы необходимы для регистрации. Поток клиентов сформировался примерно за два месяца.

Как сервисы, работающие по модели premium, мы хотим найти нишу, где можно зарабатывать на платных услугах

 

Партнеры

Примерно в то же время мне позвонила коллега с бывшей работы. Она эмигрировала в Германию и по просьбе друга искала компанию, которая могла бы помочь с возвращением долгов в России. Так мы познакомились с нашим немецким партнёром — Рональдом Герхарди. Он предложил заняться взысканием задолженностей с российских компаний, которые по тем или иным причинам не хотят расплачиваться с немецкими поставщиками. Мы согласились. 

Никакого опыта общения с людьми на такие темы у нас не было. Когда российские предприниматели заключают сделки с иностранцами, они общаются исключительно по электронной почте, не ставят печатей и чувствуют себя вольготно. Как и коллекторы, работающие с внутренними долгами, мы долго изучали документы, искали компании человека, их координаты. Затем писали и звонили. Когда должник понимал, что о нём помнят и имеют всю информацию, начинал вести себя по-другому. Большинство людей не платят иностранцам, потому что уверены: их никто никогда не найдёт. 

Процесс работы выстроился быстро: последний долг получилось взыскать буквально за сутки. Человек через аккаунт на eВay купил товар и не собирался расплачиваться. Поначалу вообще отнекивался от того, что у него есть долг. Мы сказали, что знаем, где у него находится компания, и объяснили, что можем восстановить паспортные данные через «Почту России», где он получил посылку. Диалог стал развиваться по-другому: сначала он предложил выплатить половину долга, а потом сказал, что заплатит всё. 

Продвижение

В 2012 году оборот нашего бизнеса приблизится к 5 млн рублей. 85 % выручки приходится как раз на взыскание долгов. Остальную часть примерно в равных долях между собой делит юридическое обслуживание абонентов, поддержка внешнеэкономической деятельности и мелкие услуги. Мы сфокусировались на долгах, а сетевой проект придумали, чтобы выделиться из массы компаний, которые оказывают услуги по регистрации фирм. Нам хотелось сделать что-то своё в интернете.

Начинайте бизнес в офлайне: заключение одного только договора аренды — серьезная школа жизни для предпринимателя

 

Интернет стал основным средством продвижения наших услуг. На «Я люблю ИП» мы потратили только 600 рублей, которые ушли на регистрацию домена. Логотип бесплатно разработал знакомый дизайнер. Весь текст писали сами, на это ушло два с половиной месяца. Представленные в базе образцы документов нашлись в «Консультанте». Для заполнения размещённых примеров придумали специального персонажа — Бориса Николаевича Яшина. Фамилию позаимствовали у одного из лидеров «Солидарности», а имя и отчество — у Ельцина. Вымышленный герой поселился на улице 1905 года.

Сейчас для раскрутки проекта «Я люблю ИП» мы проводим конкурс: человек должен рассказать о сайте в одной из социальных сетей (Facebook, «ВКонтакте» или Twitter) и набрать сто лайков или ретвитов. В качестве приза – купон на бесплатную подготовку документов для регистрации ИП. Кроме того, я сама веду блог в ЖЖ и общаюсь в прочих социальных сетях. 

Проект «Я люблю ИП» изначально некоммерческий, и прибыли от него мы не ждём. В первый месяц после запуска аудитория сайта составляла 2 000 уникальных посетителей. Мы поставили цель достигнуть 10 000 за полгода, но уже сейчас, через два месяца после запуска, аудитория составляет 9 000 человек. Если бизнесмен зарегистрирует компанию через нас и ему понадобится абонентское обслуживание, он, возможно, обратится к «Лигэйду», памятуя о добрых делах. Мы привлекаем всех, кто хочет создать бизнес. Как интернет-сервисы, работающие по модели freemium, мы хотим преобразоваться — найти нишу, где можно зарабатывать на платных услугах.

Проблемы

Трудности начались с мелочей — например, заключение договора на аренду офиса: мы не знали, как себя вести и что в нём необходимо прописать. Второй офис снимали пополам с дружественной компанией, и в какой-то момент собственник стал ставить ультиматумы. Мы съехали, а ребята остались. В итоге их просто перестали пускать в помещение, украли всё оборудование и стребовали деньги за аренду через суд. 

Или такой кейс: мы очень хотели сделать большой баннер-вывеску: казалось, что клиентов сразу прибавится. В итоге полгода ушло на согласование установки, и нам отказали. Спустя какое-то время разобрались, что согласовывать такие вещи вообще не нужно. Но мы решили всё-таки махнуть рукой.  

Советы

Надо делать то, что нравится, и не думать о деньгах. Это была наша ошибка с «Лигэйдом»: пытались оказывать как можно больше услуг, чтобы заработать. А вот «Я люблю ИП» сделали, как нравится нам самим, и получилось здорово.

Не нужно бояться взлётов, падений и невыгодных проектов. Всё лишнее со временем отпадает и приводит к тому, что действительно важно.

Начинайте бизнес в офлайне: заключение одного только договора аренды — это серьёзная школа жизни для предпринимателя.

Никогда не работайте с теми, кто не идёт навстречу. Если какое-то из предложенных партнёром условий вам не нравится — уходите сразу. Иначе можно потерять всё.

Всегда ставьте интересы компании выше собственных.

 

     
     
     

Фотография: Иван Афанасьев