Презентация мотоателье Антона Гречко набита ссылками на мотогонщика Стива МакКуина и киногероев Роберта Дауни-младшего. Настоящий мужчина, по мнению Гречко, должен водить мотоцикл, носить винтажную кожаную куртку и «жить моментом». Следуя этому кредо, он превратил своё хобби — тюнинг мотоциклов — в бизнес и сделал шоу-рум на базе слесарной мастерской друга.

 

СФЕРА БИЗНЕСА

Тюнинг мотоциклов

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

Июль 2011 года

 

бюджет на запуск

$ 33 000

 

САЙТ

www.fastliving.ru

 

 Дневник мотоциклиста: Как ателье 53 Fast Living зарабатывает на тюнинге. Изображение № 1.

Антон Гречко

Создатель мотомастерской 53 Fast Living

 

Как пришла идея

Я долгое время жил в США, учился там, работал и увлёкся мотоциклами, экстремальным спортом. В 2003 году вернулся в Россию и работал дизайнером с сетевыми агентствами — BBDO, Proximity, Rapp Collins, Lowe Adventa, а также с продакшн-студиями — Bazelevs, Trehmer, Ball Park. В 2009 году открыл своё дизайн-бюро. У моего друга, профессионального мотоциклиста Антона Милова, к тому моменту, как я начал думать о мотоателье, пару лет существовала мастерская TechMoto. Антон занимался своим мотоциклом, мотоциклами своей команды и сторонними заказами. В мастерской стояли станки, работали слесари — я сам заказывал им переделку мотоцикла и приводил клиентов, для которых рисовал эскизы. Однажды я подумал: почему бы не превратить хобби в бизнес? Вскоре родилась концепция lifestyle-бренда для мужчин.

Что сделал в первую очередь

Поскольку мы с Антоном Миловым хорошие друзья, он не потребовал от меня каких-то финансовых вложений в проект и просто разрешил пользоваться своей мастерской. Единственное, на что я потратил деньги, — на покупку четырёх демонстрационных мотоциклов, которые мы тюнинговали и затем использовали в качестве портфолио. Три из них обошлись по $6 000, четвёртый — в $15 000. Впоследствии мы продали их — это стало обычной практикой: когда мы закупаем машины для тюнинга, многие мотоциклы новых хозяев находятся ещё на стадии эскиза.

 

 

 

Я изначально хотел создать не просто
сервис-мастерскую
для мотоциклов.

 

 

 

Таких мастерских полно, а я решил подвести под это идеологию. Я придумал привозить из Европы винтажную одежду: разные кожаные куртки, вещи из старых коллекций МакКуина. Сейчас у нас в шоу-руме и на сайте можно заказать какие-то вещи, часть футболок, которые мы делаем и дарим клиентам. Например, раздавали в клубе Gipsy на презентации этим летом. Сопутствующие товары не приносят дохода — они служат для формирования ценностей бренда. Я считаю, что одежда и аксессуары для настоящих мужчин — это что-то классическое, проверенное временем, хэмингуэевское. Мотоцикл — тоже часть жизни настоящего мужчины, каким я его себе вижу.

Заработок

Средний чек составляет 150 000-200 000 рублей. Обычно в эту сумму входят работы по покраске, изменению вида некоторых деталей, например, формы сиденья, руля, фар. Ещё мы делаем диагностику и чистим детали. Нужно понимать, что для каждого заказа мотоцикл разбирается почти полностью, и потом его собирают снова.

Ателье перестало быть просто хобби. Весной мы вышли на самоокупаемость и начали получать прибыль. Честно говоря, пока она небольшая, а оборот — полмиллиона рублей в месяц. Конкуренции у нас нет, кроме, наверное, Clevermoto, у которых своя идеология, — впрочем, она с нашей аудиторией не очень пересекается.

Как строится работа

Кроме меня в ателье постоянно работают слесари, электрик и механик. Я выполняю функции дизайнера, рисую эскизы, предлагаю варианты изменений внешнего вида мотоцикла. Если нужно сделать, например, сложный обвес для корпуса мотоцикла, приглашаем специалистов по пластику и металлу. Над одним проектом могут работать семь-восемь человек.

 

 

 

Найти мастеров
с хорошими руками
и чтобы не бухали — сложно.

 

 

 

Мы сотрудничаем с Московским институтом машиностроения, у нас работают несколько аспирантов и студентов. Работать приходится с очень разными машинами. Начиная от простых и недорогих вроде Yamaha SR400 до мотоциклов Harley-Davidson — это другой класс и гораздо более высокая цена работ. Недавно был проект, где только в новые детали вложили $25 000. Это не предел: однажды мы получили заказ, где пришлось закупить материалов на $100 000.

Комплектующие мы берём в Европе, в США, кое-что везём из Японии. Сложностей с этим хватает: периодически приходят не те детали, что мы заказывали, многое застревает на российской таможне. Труднее всего работать с японцами из Zero Engineering, которые не поставляют прямо в Россию. Они высылают партию в Лондон, оттуда посылка едет в Германию на склад и только затем отправляется к нам в мастерскую. Иногда это занимает три-четыре месяца.

Когда я только начинал работать с тюнингом мотоциклов, меня познакомили с одним рижским бизнесменом, у которого такая же страсть — мотоциклы. Теперь он помогает с доставкой деталей и комплектующих. Они приходят к коллеге, а он пересылает как частное лицо. Это значительно упрощает работу с таможней.

Сделать мотоцикл более мощным — не проблема. С такой просьбой обычно обращаются старые клиенты мастерской Антона. Он спортсмен, для него скорость — самое важное, и его круг общения имеет те же взгляды.

Кто клиенты

Это самые разные люди. Обращается довольно много дизайнеров, но при этом только один клиент за всё время приблизительно представлял, чего хочет. То есть знал, в какой цвет хочет покрасить мотоцикл и как хочет сделать обвес. Остальным я показываю эскизы, фотографии уже сделанных работ, и они выбирают что-то на свой вкус, мы вместе дорабатываем концепцию. Двух одинаковых мотоциклов мы никогда не сделаем.

Перспективы

Я ищу инвесторов и провожу переговоры с несколькими предпринимателями из России и Латвии, я готов отдать партнёру долю в 49%. Я хочу открыть в Риге мотокластер: мастерскую, ресторан, бар, магазин одежды и аксессуаров; всё в одном месте. Во-первых, в Риге достаточно большое сообщество мотоциклистов, и российские мотоциклисты часто туда ездят. Во-вторых, Латвия — часть Евросоюза, там проще работать с поставками запчастей, они быстрее доходят, в среднем за неделю, и нет проблем с растаможкой. По плану, московское ателье продолжит работу, и со временем на его базе вырастет похожий кластер.

Советы

Не нужно ставить мелких задач. На рынке есть люди и есть мастерские, которые делают мотоциклы, но наша задача — не создать гаражную мастерскую, а создать полноценный бренд.

Без идеологии нельзя ничего продать. Вы должны сами понимать, о чём ваш товар, для кого он, почему он самый лучший, почему из многообразия предложений клиент должен выбрать именно вас.

Ищите нужных людей и рассказывайте им о своих планах. Заразив их своей идеей, вы сможете получить от них самую разную помощь и создать проект быстрее и дешевле, чем если бы всё приходилось делать одному.

Не бойтесь превращать хобби в бизнес. Вы не перестанете любить ваше увлечение, если будете уделять ему больше времени и сил.

 

Фотографии: Михаил Фёдоров

Текст: Анна Баринова