Владелица сети экспресс-парикмахерских «Вуаля» Ирина Репина собиралась стать франчайзи какой-нибудь крупной компании, но сумела придумать идею для бизнеса и выстроить очередь из клиентов и желающих получить её собственную франшизу. Парикмахеры Репиной заплетают косы на $2,2 млн в год.

 

СФЕРА БИЗНЕСА

Экспресс-парикмахерские

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

Март 2011 года

 

бюджет на запуск

8 млн рублей

 

САЙТ

vualya-vualya.ru

 

 

Накосить миллион: Экспресс-парикмахерские «Вуаля» захватывают моллы. Изображение № 1.

Ирина Репина

Владелица сети экспресс-парикмахерских «Вуаля»

 

Как  пришла идея

Я начала задумываться о создании собственного бизнеса, когда работала менеджером одного из магазинов «Рив Гош». Поняла, что мне скучно заниматься одними и теми же вещами, видеть одних и тех же людей. Тогда я начала искать франшизы, но не могла подобрать ничего подходящего: выходило либо слишком дорого, либо неинтересно.

Идея студии причёсок пришла случайно: я обратила внимание, что сотрудницы моего магазина часто ходят с косичками, — оказалось, их заплетала одна из менеджеров. Постепенно я подсела на эти косички и заметила, что люди всегда обращали внимание на мои причёски, делали комплименты. Потом я сопоставила это со временем плетения косы (не более 15 минут) и цены на услугу в салонах красоты (заоблачные).

И вот однажды утром я проснулась с мыслью: буду плести косички в промышленных масштабах. Быстро сложилась чёткая картинка, как это будет устроено: студии-островки расположены в торговых центрах, мастера работают быстро, без записи, по низким ценам.

Запуск первой студии

Было сложно заставить людей поверить в то, что бизнес будет приносить прибыль. Часть денег на старт дал муж, но главным инвестором стал не он, а довольно известный предприниматель с миллиардным бизнесом (разглашать своё имя он пока не хочет). Он выслушал мою концепцию и одобрил её — это прибавило уверенности. Инвестиции составили 8 млн рублей.

Я обзванивала торговые центры, но на встречу никто не соглашался — администраторы говорили, что у них уже есть салоны красоты, и бросали трубку, не дослушав предложение. Откликнулись только в «Меге» — причём туда я позвонила в последнюю очередь; до последнего не верила, что смогу получить такой лакомый кусочек. После встречи с руководством центра меня внесли в лист ожидания, обещали связаться, как только освободится место. Месяц спустя, когда я сидела в кафе с подругой, мне позвонили и сказали, что в течение двух недель нужно запускаться.

Времени не было даже на оформление компании — пришлось переплатить, купив готовую фирму. Очень сильно помогло руководство «Меги» — с оборудованием, установкой. Они же разработали дизайн.

 

 

 

В первый же день мы заплели 40 косичек.

 

 

 

Для привлечения клиентов я придумала акцию: в честь открытия любую причёску мастер делал за 200 рублей.

Когда мы только начинали, я вставала в шесть утра, приезжала к открытию центра, сама стояла с мастерами, вылавливая клиентов в толпе. Психологически это было довольно непросто, иногда возникала мысль: «Боже мой, что я здесь делаю, у меня есть стабильная работа, где всё налажено, определённый статус…»

До 23.00 я торчала в магазине, затем закрывала студию и только после этого уезжала домой, чтобы, поспав четыре часа, вернуться. Клиентов было недостаточно даже для того, чтобы отбить аренду. Я начала судорожно придумывать, какие ещё услуги ввести, что ещё продавать. Но в субботу всё встало на свои места: в центр пришло огромное количество людей — мастера даже не успели пообедать. После первых выходных я почувствовала невероятное удовлетворение, а полученная прибыль позволила окупить убытки будних дней.

После этого я начала масштабировать бизнес — по аналогичной схеме открыла точки в других крупных торговых центрах: в «Метрополисе», «РИО», «Охотном ряду» и других. Я думала об открытии точек и в бизнес-центрах, но решила, что формат торгового центра подходит гораздо лучше.

Где взять сотрудников

Найти мастеров было сложно. Мы их искали в интернете, в салонах красоты, ходили в училища, где обучают парикмахерским услугам. В итоге отобрали четырёх человек, которые действительно хорошо плели косы. Начали обучать людей и потом просто отбирали лучших. Сейчас к нам может прийти человек, абсолютно не владеющий навыками плетения кос, — научим, и, если будет хорошо получаться, возьмём на работу.

В салонах парикмахеры получают около 30% от денег, которые платит клиент. У нас та же система: фиксированной зарплаты нет. Кроме того, мастера получают процент от продажи аксессуаров, обучения, какие-то ещё бонусы. Хороший мастер может заработать в месяц до 80 000 рублей.

Франчайзинг

Я с самого начала знала, что буду делать из бизнеса франчайзинг. Это очень хороший инструмент для раскрутки бренда и подавления конкурентов, которые начали расти как грибы.

Случилась забавная история с продажей первой франшизы. Мне позвонила девушка из Белгорода, которая захотела открыть студию. Я предложила ей приехать и встретиться со мной, чтобы обсудить детали. Она обещала приехать на следующей неделе. В этот же день позвонила другая девушка, тоже из Белгорода. Узнав о том, что кто-то из её города уже интересовался покупкой франшизы, она приехала на следующий день. За первые две недели после открытия студии в Белгороде она заработала несколько тысяч долларов.

 

 

 

Сейчас по франшизе работает более 20 точек, из них закрылось
две или три.

 

 

 

На открытие студии нужно 600 000 рублей. При удачном раскладе они вернутся через три месяца. Со второго месяца работы франчайзи придётся перечислять нам фиксированный взнос в 10 000 рублей.

Клиенты

Приходят женщины от 20 до 35 лет, как правило, работающие, активные, привыкшие всё делать на бегу. Часто заходят девушки, которые сидят в офисе с 10 до 19 и потом хотят быстренько привести себя в порядок перед свиданием вечером. В салон красоты в таком случае не пойдёшь: это занимает гораздо больше времени, нужно заранее записываться, да и цены гораздо выше.

Иногда девушки забегают посреди рабочего дня: отпрашиваются на кофе-брейк и заодно делают косичку. Есть довольно много постоянных клиентов, для них мы запустили программу бонусов.

Есть определённая сезонность — например, в сентябре у нас работа идёт довольно вяло: люди после отпусков, собирают детей в школу. То же самое — после новогодних праздников.

Прибыль

В среднем хороший показатель точки — это выручка в 500 000 рублей в месяц и чистая прибыль в 150 000 рублей. Наиболее удачные островки, обслуживая 80 клиентов в день со средним чеком 380 рублей,  приносят по 300 000 рублей.

Оборот моей собственной сети, в которую сейчас входит 13 точек, составляет 5 млн рублей в месяц. Чистая прибыль в среднем — около миллиона рублей.

Планы

Новые точки открывать пока не собираюсь, но хотелось бы развивать франчайзинг. Сейчас я получаю патент на некоторые формы и технику плетения — это позволит бороться с конкурентами, которые копируют наши студии.

Недавно мы начали продавать аксессуары, и я буду развивать это направление. Придумали новую услугу — обучение плетению кос.

Советы

Никогда не нужно бояться рисковать. Даже если что-то не получается, не нужно сильно переживать. У меня был неудачный проект — имидж-студия в торговом центре «Европейский», на которой я потеряла довольно много денег. Это не помешало заняться новым бизнесом.

Тщательнее относитесь к выбору команды — очень важно найти порядочных партнёров. Порядочность важнее каких-то профессиональных навыков, которые можно получить в ходе работы.

Не нужно работать ради денег. Бизнес получится удачным, только если он приносит удовольствие.

Очень важно правильно вести себя с сотрудниками, не нужно возносить себя выше них. А также вставать в позу «я владелец бизнеса, а вы никто».

 

Текст: Сирануш Шароян

Фотографии: Иван Анисимов