Яков Карда, его супруга и партнёры трижды ошиблись, создавая свой проект — онлайн-конструктор джинсов. Сначала в выборе дизайн-бюро, затем при найме программистов. Это растянуло запуск проекта на два с половиной года и увеличило издержки в десять раз. Третью ошибку партнёры совершили, уже запустившись: американский рынок не заинтересовался их предложением. Getwear, напротив, увлеклись созданием дизайнерских джинсов. Сейчас компания вышла в плюс и зарабатывает $40 000 прибыли в месяц. Яков считает, что промахи пошли на пользу. Почему так, он рассказал H&F.

 

СФЕРА БИЗНЕСА

Конструктор джинсов, пошив джинсов

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

Весна 2012 года

 

бюджет на запуск

$500 000

 

САЙТ

www.getwear.com

 

Яков Карда

Сооснователь и креативный директор Getwear

 

Как пришла идея

На пятом курсе биофака СПбГУ мы с женой Машей, не дописав диплом, решили всё бросить и уехать учиться в Италию. Это был 2005 год, мы интересовались модой и дизайном одежды, оба шили — ну, хобби. Маша пошла на итальянские курсы кройки и шитья, а я поступил в Istituto Europeo di Design на факультет менеджмента и маркетинга в моде. Там мы повстречались с нашим нынешним партнёром — индусом и потомственным текстильщиком Никелем Бафна. С ним вместе мы сделали несколько пробных проектов: стратегию запуска и концепции линейки духов для Dolce & Gabbana, которая тогда обновлялась, анализ брендинга для марки Etro. Ничего из этого не запустилось, но мы поняли, что нам комфортно работать друг с другом.

Идея конструктора одежды, наподобие Getwear, появилась у нас с Машей ещё на биофаке. В моде ничего не придумаешь: вся одежда состоит из одинаковых взаимозаменяющих частей, так что дизайн — это просто комбинирование этих элементов. Метод выдумывания бизнеса не отличался новизной: например, когда-то компания Dell первая начала собирать компьютеры на заказ.

Что сделали в первую очередь

Мы начали работать над проектом три года назад, а запустились в тестовом режиме только в январе 2012 года. Всё это время нам не везло — мы работали с неправильными людьми: например, индусы сделали нам дурацкий сайт, а спасло положение в итоге российское бюро Артёма Горбунова.

Три года назад нам удалось привлечь бизнес-ангела. Это русский предприниматель, очень закрытый человек, мой старый знакомый и знакомый ещё одного нашего партнёра Вячеслава Олесика. Запуск обошёлся в 10 раз дороже, чем мы думали, — $500 000, и мы продолжаем вкладывать до сих пор.

Getwear зарегистрирован в США, в штате Делавэр. Это проще с налоговой точки зрения, удобнее для произведения расчётов с покупателями. Ну и кроме того, мы ставили на американский рынок. Правда, работать пришлось с Россией.

Производство

У нас нет ни одного дизайнера. Вся наша продукция — уникальные модели, которые пользователи или создают с нуля сами, или преобразовывают джинсы, которые до них придумали другие пользователи (второй вариант — пятая часть продаж).

Никель раньше занимался джинсовым текстилем в Индии, он мог лично ездить на каждую фабрику, общаться с владельцами и обсуждать условия. Сейчас мы работаем с фабрикой в Мумбаи.

 

 

 

Никто не хотел браться
за производство, где каждая новая модель
не имеет ничего общего
с предыдущей.

 

 

 

Самые большие проблемы были с поиском металлических частей — заклёпок, болтов, молний и нашего фирменного лейбла. Мы трижды неудачно находили производителей в Китае и Индии и каждый раз платили за сэмпловую партию — минимум 2 000 экземпляров, — и качество не устраивало. В конце концов нашлась шведская фабрика Wasa Sweden, которая берёт очень дорого, но не подводит с качеством. Молнии на джинсах — только японской фирмы YKK.

Фабрика, которую мы нашли, простаивала почти два года. На её содержание тратилось $5 000 в месяц. С одной стороны, мы тратили деньги, но с другой, совершенствовали программу по созданию выкроек. Важно было понять, какие параметры спрашивать у клиентов, какой формы бывают фигуры, как работать с этими формами. Особенно сложно было с женскими. За два с половиной года мы довели эту систему до хорошего уровня. Если бы появилась возможность запуститься год назад, наши джинсы были бы худшего качества.

Инди-пошив: Getwear и его онлайн-конструктор джинсов. Изображение № 1.

Продажи

Средняя цена одной пары — $130. Мы ориентируемся сразу на три рынка: Россия, Штаты и Европа. Сложно найти среднее арифметическое, чтобы стоимость была приемлема для всех. Для России $130 — ощутимые деньги, поэтому мы стараемся оправдать цену. Если кому-то не подходят джинсы — сейчас таких случаев 5%, — за свой счёт пересылаем модель обратно, перешиваем и снова отправляем.

 

 

 

Изготовление пары джинсов занимает
10 дней, плюс от 3 до 7 на доставку.

 

 

 

Сейчас на Россию приходится примерно 60% продаж, 30% на США и 10% на англоговорящую Европу. В октябре мы продали 400 пар. Изначально ориентировались на Америку, тестовые продажи в Штатах начались весной 2011 года. Но мы быстро поняли, что на рынок США сложно зайти, не имея бюджета на маркетинг, и что американскую публику сложно удивить. Одновременно с этим начали расти продажи в России, и мы решили переключиться.

Первое, что мы сделали, — заказали рекламу в ЖЖ Артемия Лебедева. Это было лучшее решение: продажи подскочили мгновенно. На следующий день банк заморозил счёт, решив, что мы подзаработали на транзакциях с ворованных карточек: получали по 45 заказов в день. А мы вышли на самоокупаемость и держим эту планку.

Перспективы 

Расширять производство и сократить вдвое время, которое требуется для пошива пары. 2013 год пройдёт под эгидой Америки — мы не отказались от экспансии. Наши джинсы выглядят гораздо лучше, за полгода работы мы отладили систему заказов и пошива.

Скоро мы запускаем выбор аксессуаров непосредственно для джинсов — ремни и нижнее бельё. Вводить в ассортимент что-то иное — фактически новый проект. В перспективе, когда рынок усвоит наше имя, мы начнём делать толстовки, куртки и другую одежду, к чему стремились изначально.

Советы

Не надо экономить на субподрядчиках. Пусть это будут самые дорогие материалы, но самые лучшие.

Не надо полагаться на советы авторитетов, иначе получится не то, что хотите вы.

Постоянно контролируйте субподрядчиков и разработчиков, причём простой электронной переписки недостаточно. Требуйте доступ в систему управления проектом и наблюдайте.

Не экономьте на тестовых заданиях. Если вы предлагаете компании большой заказ, а она отказывается — не работайте с ней. Если просит скромную оплату, заплатите сразу. Вы либо убедитесь в правильном выборе, либо обезопасите себя от больших затрат, когда всё придётся переделывать.

 

 Текст: Анна Баринова