Темой первой помощи Станислав Манеров начал интересоваться в 2004 году, когда учился в МАДИ. Друзья позвали его ставить полосу препятствий на детских «Слётах туристят» в подмосковных лесах, и там Манеров понял, что и ему самому, и детям необходимы навыки оказания первой помощи. Окончив курсы профессиональных спасателей по программе Красного Креста, он монетизировал хобби и зарабатывает 10 млн рублей в год. Услуги его фирмы «Пространство безопасности» покупают «Лукойл», IKEA, Nestle и другие крупные компании. 

 

СФЕРА БИЗНЕСА

Тренинги по оказанию первой помощи

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

2007 год

 

бюджет на запуск

$20 000

 

САЙТ

www.allsafety.ru

 

Станислав Манеров

Автор тренингов «Пространство безопасности»

 

Как всё начиналось

В конце 90-х канадский Красный Крест представил в России курс обучения оказанию первой помощи, а чуть позже профессиональные спасатели Александр Дергачев и Михаил Сафроненко, мои учителя, адаптировали эту программу к российскому менталитету. А уже на основе этого курса мы с преподавателями Московского психолого-педагогического университета Ириной Корепановой и Радой Радевой разработали курс для детей.

 

 

 

Дети, как правило, больше, чем взрослые, готовы кого-то спасать,
не думая о себе.

 

 

 

Поэтому в детском курсе мы ставим акцент на том, что прежде чем спасать кого-то, необходимо убедиться в собственной безопасности.

Тогда же я сделал сайт о первой помощи allsafety.ru. Однажды я разместил там контакты компании «Экомедсервис», которая занималась поставками медоборудования, а в качестве побочной деятельности проводила занятия по первой помощи для частных лиц и компаний. Вскоре выяснилось, что мой сайт приводит к ним 80% посетителей, и в 2006 году меня взяли директором по маркетингу. Тогда мы проводили 1-4 тренинга в месяц. Через год компания развалилась, и я продолжил заниматься тренингами самостоятельно.

У меня оставался сайт, контакты с инструкторами и клиенты — в том числе «Лукойл», который как раз хотел обучить первой помощи 300 человек. Я взял из своих денег и вернул 300 000 рублей долгов по зарплате 20 инструкторам, нанял четверых на работу, зарегистрировал ООО и подписал договор с Российским Красным Крестом. РКК сам курсы не проводит, но сертифицирует тех, кто работает и учится по их программе. Мы переехали в новое помещение и заново купили оборудование. В 2008 году году случился кризис, из 42 контрактов осталось три: за время с подписания до тренинга часть слушателей успевала сократиться. К счастью, в яму мы попали ненадолго, и вскоре рынок восстановился.

Обучение

По выходным мы проводим тренинги для частных лиц, а в остальное время обучаем сотрудников компаний. Есть тренинги для родителей, детей, мотоциклистов, но почти все продажи приходятся на двухдневный базовый тренинг по оказанию первой помощи в разных ситуациях. Люди привыкли опираться на знания, полученные от родителей или бабушек, и нередко спорят с инструкторами, когда те говорят им, что если человек подавился, нельзя бить по спине, а потерявшему сознание не стоит давать нюхать нашатырный спирт. Выбить этот багаж бывает сложно — в том числе поэтому я уделяю большое внимание обучению инструкторов.

 

 

 

Я нанимаю только профессиональных спасателей — в основном из МЧС, хотя есть и один пожарный.

 

 

 

Во-вторых, перед тем как начать работать, они три месяца учатся у наших инструкторов-методистов именно преподаванию. Сейчас у нас 12 инструкторов плюс я; 20 тренингов в месяц.

Почти половина 20-часового курса — практика, когда мы моделируем различные ситуации. Участники тренинга оказываются и в роли пострадавших, и в роли спасателей. С помощью манекенов и грима отрабатываем навыки первой помощи при травме, сердечном приступе и ещё десятке ситуаций. Участники тренинга получают сертификаты РКК, которые действуют три года, — без практики навыки забываются. Мы рекомендуем через некоторое время пройти подготовку снова.

Изображая жертвы: Как «Пространство безопасности» зарабатывает на тренингах первой помощи. Изображение № 1.

Клиенты

Тренинги для частных лиц проходят по выходным в офисе на Сущёвском валу или в арендованном помещении. Стоимость для слушателя — 3 800 рублей. Есть тренинги в Санкт-Петербурге, в другие города мы тоже готовы выезжать, если собралась группа и инструктору готовы оплатить дорогу.

Работодателей Трудовой кодекс обязывает учить сотрудников первой помощи при приёме на работу и в дальнейшем. Но, конечно, к нам обращаются немногие, потому что санкций всё равно никаких. Крупные компании ценят сотрудников, готовы вкладывать в их обучение и имеют ресурсы для этого. У иностранных компаний часто есть внутренние правила, которые предписывают регулярно учить первой помощи.

 

 

 

Наши крупнейшие клиенты — компании из ТЭК, энергетика.

 

 

 

Первая помощь для всех примерно одинакова, но мы стараемся учитывать специфику конкретного клиента, разбирая ситуации, которые наиболее вероятны именно для него. Допустим, сотрудникам энергетической компании преподаём действия при ударе током под ЛЭП, а если на тренинг пришли родители, рассказываем, что делать, если ребёнок залез в розетку.

Бывает, что из корпоративного заказа вырастает частный, или наоборот. Руководитель иностранного банка сначала решил провести тренинг для своих охранников, потом — для остального персонала, и наконец, для своей семьи.

Конкуренты

Я думаю, мы сейчас самые крупные — во всяком случае, не знаю, кто бы ещё в Москве проводил одновременно два тренинга для частных лиц по выходным. Компании, которые оказывают примерно те же услуги, — «Арибрис», но у них это не основная деятельность, а также «Россоюзспас» при МЧС. Некоторые конкуренты берут в преподаватели теоретиков или обучают спасателей три-четыре дня, что я считаю неправильным. Главный наш конкурент — обычная медсестра, которая, как правило, есть в штате крупных предприятий. Руководство этих предприятий часто считает, пусть она и учит первой помощи. Но недостаток медсестёр в том, что далеко не все они умеют преподавать.

Продвижение

Всё наше продвижение — сарафанное радио, контекстная реклама в «Яндексе» и Google, которая приводит посетителей на сайт. Иногда участие в выставках на тему образования. Большего пока не нужно, мы загружены полностью. На курсы для частников записываются примерно за месяц, а сегодня я улетаю на три недели под Магадан вести тренинги в Чукотской горно-геологической компании. Нет инструктора, который мог бы на три недели оторваться от работы в МЧС.

 

 

 

Рынок потихоньку насыщается,
и в дальнейшем понадобится больше рекламы.

 

 

 

Также необходимо больше инструкторов и менеджеров по работе с уже существующей клиентской базой — лишь 10% клиентов приходят к нам во второй раз. В 2011 году мы наняли менеджера, который взял на себя корпоративных клиентов. Продажи выросли в четыре раза, а у меня появилось время для стратегического планирования. Но с клиентами по-прежнему общаюсь сам, после тренингов спрашиваю, что понравилось, что нет.

Изображая жертвы: Как «Пространство безопасности» зарабатывает на тренингах первой помощи. Изображение № 7.

Доходы

Стоимость тренинга что для частных лиц, что для сотрудников компании — 45 000 рублей. Старым корпоративным клиентам делаем скидки, но если нужен какой-то особый тренинг, это, естественно, дороже. Недавно по заказу РИА Новости делали тренинг по обеспечению безопасности журналистов в случае массовых беспорядков. Это вроде бы не имеет прямого отношения к первой помощи, но они попросили, и мы нашли возможность сделать, взяв в помощь полицию. Сейчас у нас бывает 16-20 тренингов в месяц, что приносит от 700 000 до 900 000 рублей в месяц. За вычетом расходов остаётся меньше половины. Думаю, мы могли бы повысить цены, но пока не идём на это. Для меня этот бизнес — продолжение хобби, реализация социальной ответственности. Мне очень важно, что из 20 000-30 000 слушателей около 1 500 потом благодарили, а 217 человек сообщили, что смогли применить полученные навыки для настоящего спасения.

Планы

С Нового года мы планируем открыть интернет-магазин товаров для оказания первой помощи, некоторые из которых уже продаются у нас в офисе. Например, прибор для извлечения клеща, греющее одеяло. Есть планы по развитию новых направлений, но об этом не хотелось бы говорить заранее.

Советы начинающим

 

Будьте настойчивы. Поставили цель — идите к ней, не отвлекаясь и не подбирая отговорки, которые якобы не позволяют вам добиться желаемого.

 

Поймите для себя, что у вас лучше получается стартапить или развивать проект, и занимайтесь именно этим. Если получается и то, и другое, то очень важно вовремя переключиться.

 

Когда нашли человека, который может так же хорошо, как вы, или лучше вас выполнять часть работы — нанимайте его и отдавайте ему эту работу, а сами ведите то, что нельзя никому перепоручить.

 

Текст: Анна Бараулина

Фотографии: Зарина Кодзаева