Эстонец Матиас Лепп совершил переворот в комнатном растениеводстве: его электрогоршки берут на себя почти все заботы о растениях, оставляя владельцу лишь изредка добавлять воду и менять батарейки. Напрямую конкурирующих устройств у Click & Grow нет — больше о лентяях-растениеводах никто так не заботится. В 2012 году Лепп ожидает оборот не менее 6 млн евро.

 

СФЕРА БИЗНЕСА

Комнатное растениеводство

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

2011 год

 

бюджет на запуск

$300 000 

 

САЙТ

www.clickandgrow.com

 

Матиас Лепп

основатель Click & Grow

 

Как пришла идея

Семь лет назад я прочитал о технологии NASA, позволяющей выращивать растения в космосе. Там было всё расписано прямо по шагам. Технология меня очень заинтересовала, и я стал у себя дома ставить эксперименты, пытаясь вырастить что-нибудь подобным образом, это было сначала просто хобби. Я ничего не знал тогда ещё о садоводстве, и даже обычных горшков с цветами у меня дома не было. Это потом я уже начал читать книги о выращивании растений. По образованию я дирижёр оркестра. У меня была маленькая компания по производству программного обеспечения, есть дизайн-агентство.

 

 

 

Любил ли я в школе ставить всякие опыты?
Да не особенно, по химии у меня было 2.

 

 

 

Зато по физике у меня было 5, и эти знания мне немного помогли, но вообще меня просто всегда интересовали технологии и новые изобретения. Сначала я пытался повторить технологию NASA по их описанию, но быстро стало ясно, что эта технология — аэропоника, слишком дорога. Тогда я стал искать другие варианты, основываясь на принципах биомимикрии, то есть, в данном случае, имитации выращивания растений в идеальных природных условиях. Я этим потихоньку занимался, пока не прочитал, что ежегодно люди во всём мире выбрасывают растения на десятки миллионов евро — потому, что они у них плохо растут.

Тогда я и подумал об «умном горшке», который будет ухаживать за растением сам. Пришлось создать довольно много прототипов, я задействовал лучшее, что есть в аэропонике и гидропонике, вступил в переписку с университетами Тарту и Таллинна. В 2009 году я понял, что это станет бизнесом. Помидоры выросли зимой у меня дома, причём быстро, их можно было есть, и по вкусу они были лучше помидоров из супермаркета. Это было потрясающе. Я начал искать инвестора, и уже через два месяца эстонская инвесткомпания WNB согласилась в обмен на долю в проекте вложить 250 000 евро в Click & Grow.

 Как это работает

Семена закладываются в специальный картридж с субстратом и минеральными удобрениями, картридж вставляется в горшок, и специальная программа управляет ростом, добавляя, когда нужно, воду и удобрения. Среди составляющих субстрата — кокосовое волокно и торф. Чтобы запустить процесс, необходимо вставить в горшок четыре пальчиковых батарейки и налить литр воды. О необходимости долить воду (примерно раз в два месяца) горшок предупредит синим сигналом, о необходимости поменять батарейки (раз в восемь месяцев) — красным. Изначально наш «умный горшок» был чёрного цвета и его нужно было подключать к компьютеру, чтобы загрузить программу роста для конкретного растения. За год до начала продаж мы начали собирать заявки и предложения от покупателей. Благодаря их замечаниям мы сделали горшок белым и отказались от подключения к компьютеру. Наш типичный покупатель — мужчина или женщина 20-35 лет, живёт в крупном городе, образование не ниже среднего.

Click & Grow: Как бывший дирижёр продаёт горшки, ухаживающие за растениями. Изображение № 1.

Продажи

Продавать «умные горшки» мы начали в 2011 году, и за четыре месяца продали 10 тысяч штук. План на этот год — 90 тысяч штук, на 2013 год — 300 тысяч штук. Средняя стоимость стартового комплекта (горшок с картриджем) — 60 евро, картриджа отдельно — 20 евро. Финансовые результаты пока не раскрываем. Могу сказать, что около половины горшков продаётся в России. Мы не ожидали такого спроса. Сейчас продаём горшки через онлайн-магазин Enter, «Азбуку вкуса», LeFutur. С ритейлерами договаривался наш торговый представитель.

Почему они стоят почти в два раза дороже, чем в интернет-магазине нашего сайта (около $60 против примерно $81-114. — Прим. H&F)? У России высокие ввозные пошлины, к тому же нельзя свободно ввозить семена, соответственно, их мы покупаем на месте. Но вообще мы собираемся немного повысить цены, и у нас на сайте тоже. Другие крупные рынки — США, Китай. Помимо них мы отправляем горшки в большинство стран Европы, Канаду, Бразилию, Мексику. Пока нет доставки на Украину, в Японию, Австралию и ещё ряд государств.

Команда

В марте 2010 года о Click & Grow написал авторитетный журнал о технологиях Wired, после чего я получил множество писем и собрал большую часть команды из шести человек, которая работает со мной сейчас, — они нашли меня сами. Семеро — это немного, но нам и не приходится самим всё делать, у нас много партнёров. Это университеты в Эстонии, Франции, США, которые присылают для тестирования результаты своих исследований; две фабрики в Эстонии, где мы производим «умные горшки», маркетинговое агентство Max Borges, которое занимается нашим продвижением в США. 

Технология

Технология довольно сложная — сложнее, чем гидропоника, которую сейчас уже довольно широко применяют для выращивания овощей. У нас много патентов. Чем наша технология лучше? Хотя бы тем, что овощи получаются вкуснее, вот помидоры — прямо как с бабушкиного огорода. В случае с гидропоникой такого не получается, думаю, потому, что корни у растений постоянно в воде, и поступление удобрений не регулируется.

 

 

 

В нашем ассортименте больше десятка растений,
мы постоянно тестируем новые.

 

 

 

Скоро мы планируем начать продажу картриджей с орхидеями. Пока размер горшков не позволяет выращивать крупные растения, а также клубневые вроде моркови или картофеля.  

У нас пока только потенциальные конкуренты — например, в Скандинавии, США немало компаний, институтов ведут разработки по разведению растений без земли.

Планы

«Умные горшки», которые предназначены в основном для выращивания декоративных растений, — лишь первый шаг. Моей долгосрочной целью изначально было производство еды. Следующий продукт, производство которого мы, надеюсь, сможем запустить уже в 2013 году — домашняя минигрядка со специальной лампой, под которой можно будет прямо на столе выращивать три вида зелени или овощей.

Под этот проект мы уже привлекли в этом году второго инвестора — фонд прямых инвестиций Primo Holding, где есть в том числе российские деньги. Объём вложений мы не раскрываем, но это больше, чем в первом случае. Сейчас моя доля в компании — 40%, и если это будет необходимо для роста, я готов расстаться ещё с частью пакета.

Надеюсь, что выращивать овощи у себя дома будет не дороже, чем покупать на рынке или в магазине. Производить грядки мы, наверное, станем в Китае или во Вьетнаме. Домашние огороды — это круто. Представляете свежие вкусные овощи,  круглый год растущие прямо на чердаке?

 

Фотографии: Lauri Kulpsoo