Успешный бизнесмен, владелец складов Дмитрий Тимофеев с детства собирал пластинки. Когда коллекция перестала помещаться в доме, он решил открыть магазин винила. У Тимофеева не было бизнес-плана и амбиций быстро сделать второй бизнес прибыльным, но благодаря точности выбора ниши за полтора года работы ему удалось создать компанию с месячным оборотом 800 000 рублей.

 

СФЕРА БИЗНЕСА

Торговля виниловыми пластинками

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

2011 год

 

бюджет на запуск

2 млн рублей

 

сайт

www.vinylforall.ru

 

Дмитрий Тимофеев

совладелец двух магазинов VinylForAll

 

Как всё начиналось

Пластинки я начал собирать ещё школьником в 80-х. Первую вертушку купил классе в восьмом — «Вегу 119 стерео». Первую пластинку тоже помню — ZZ Top, альбом «Eliminator» 83-го года. Отдал за неё рублей двадцать. В 90-е интерес к винилу начал падать у большинства коллекционеров, и у меня тоже. Все ждали, что новый звук на CD будет качественнее. Тогда я продал всю свою коллекцию, оставил только The Beatles. А три года назад начал собирать винил по новой.

Вообще, у меня есть основной бизнес: после того как я окончил Шуйский университет, пошёл работать управляющим на склад, а после создал компанию «Руспродальянс», сейчас мне принадлежит склад для замороженных продуктов. Когда в 2010 году мой друг и нынешний партнёр Дмитрий Кипятков предложил открыть магазин винила, я с радостью согласился, а мой основной бизнес помог мне реализовать идею.

Что сделали в первую очередь

Винил сейчас пользуется большой популярностью. Коллекционеры поняли, что цифровой формат так и не смог приблизиться по качеству к аналоговым носителям, а для молодёжи это модный тренд. Но если вы пойдёте в банк и попросите кредит на создание винилового магазина, вам, скорее всего, откажут.

Я вложил примерно 2 млн рублей, это были деньги, которые я заработал, занимаясь основным бизнесом. Помещение мне на первое время бесплатно предоставили друзья — они его собственники. С момента появления идеи до её реализации прошло больше, чем полгода. Хотелось сразу найти не только хорошее помещение, но и хорошего продавца-консультанта, а уже потом открываться.

 

 

 

В этой сфере непросто найти продавца:
он должен разбираться
в музыке.

 

 

 

Продавец должен рассказывать покупателям о стилях, об альбомах, о годах выпуска — обо всем. В итоге я взял на работу своего друга детства, наставника по музыке — Андрея. Он очень повлиял на мой вкус. Я в магазине бываю через день, занимаюсь общими администраторскими вопросами.

Продукты

В магазине сейчас порядка 10 тысяч единиц товара. Мы продаём пластинки из наших с Андреем личных коллекций, посетители приносят на реализацию свои, но в основном продаём то, что закупаем на выставках в Европе и у нас. Такие мероприятия проходят регулярно, недавно был винил-базар в рамках ярмарки «Нон-фикшн», ещё пластинки можно найти в ЦДХ. В Европу за винилом ездит мой партнёр: он ходит по базарам, магазинам, знакомится с коллекционерами. 

Спросом пользуется в основном английский мейнстрим — Pink Floyd, Nazareth, Deep Purple. Я думаю: сколько можно уже это покупать, они же у всех уже есть?

Бывает, я привожу что-то дорогое и редкое для антуража, такие пластинки висят на стене. Но и их иногда берут. Недавно я купил себе в коллекцию пластинку Владимира Высоцкого, запись саундтрека к кинофильму «Робин Гуд». Она была запечатанная, в идеальном состоянии, обошлась мне в 5 000 рублей. Принес её в магазин, повесил на стенку, поставил ценник 10 000 рублей и не стал предупреждать продавца о том, чтобы не продавал её: был уверен, что по такой цене она никому не будет нужна. Через неделю пришла девушка за подарком и купила её. Я был очень расстроен.

 

 

 

Одна из самых дорогих пластинок у нас — первое издание Led Zeppelin, 
его стоимость — около 
100 000 рублей.

 

 

 

Ещё есть одна крутая вещь — коллекция The Rolling Stones, стоит около 40 000. Я привез её год назад, поставил в магазине, никто пока не купил, но я уверен, что ещё купят. В качестве подарка эта коллекция — очень хороший вариант.

Мы ещё как-то попробовали продавать в магазине аппаратуру, но те, кто готов выложить за неё больше пары тысяч долларов, предпочитают покупать технику в специализированных магазинах. Сейчас у нас осталось несколько вертушек, но они простые и недорогие — около 10 000 рублей. Мы можем покупателям дать совет, где купить аппаратуру, можем для них заказать, если нас об этом попросят.

VinylForAll: Как коллекция пластинок превратилась в магазин. Изображение № 1.

Клиенты

Наши покупатели, в основном, взрослые люди: за 30, за 40 лет, а иногда и на шестом десятке: те, кто по старому року и по джазу угорает. За джазовыми пластинками очень часто приходят — их мы привозим из Америки. 

Вообще, люди о нас узнают по сарафанному радио. В Москве не много «винильщиков», все друг друга знают. Постоянные клиенты есть, они готовы раз в месяц выделить часть из своей зарплаты на пластинки. Такие посетители покупают пластинок по десять.

Доходы

У меня нет чёткого бизнес-плана, это работа для души. В компанию «Винил для всех», которой принадлежат два магазина (в Москве и в Санкт-Петербурге), пришлось вложить около 2 млн рублей. Деньги не отбили — весь доход с первых продаж пошёл на дальнейшие закупки.

Наценка у всех магазинов винила примерно одинаковая — порядка 30%. Чем дороже пластинка, тем меньше может быть наценка: примерно 10% для очень дорогих вещей. В основном пользуются популярностью пластинки от 300 до 600 рублей. Выручка в месяц составляет примерно 800 000 рублей.

 

800 000 рублей

составляет выручка магазина в месяц

 

300–600 рублей

такова стоимость пластинок, которые покупаются часто

 

от 10 до 30%

составляет средняя наценка на пластинки

Конкуренты

Магазинов винила в Москве 8-10 наберётся. У кого-то ассортимент побольше, у кого-то поменьше, но мне многое в них не нравится. В некоторых покупателей обманывают: говорят, что пластинка оригинальная, но потом выясняется, что это далеко не «первый пресс», и цена в разы завышена. Пластинки часто специально продают в полутёмных, слабоосвещённых магазинах-подвалах, где нельзя рассмотреть их под жёлтым светом, чтобы понять состояние: нет ли царапин, в порядке ли дорожки.

Мне захотелось сделать такой магазин, где будет нормальный свет, где не надо будет толкаться среди пластинок. У нас можно выпить чай и кофе и пластинку прослушать — в большинстве магазинов нет такой возможности.

Планы

Мне бы хотелось сделать из магазина клуб по интересам. Я хочу в будущем устраивать вечера, посвящённые конкретным жанрам и стилям музыки. Мысли есть, но осталось придумать, как организовать такой клуб из магазина.

Советы:

Главное  быть честным с покупателем. Это для любого бизнесмена полезно, но для продавцов винила особенно важно. Человек купит и «первый пресс», и переиздание, и современное издание: и то, что дорого, и то, что дёшево. Не надо давать ложную информацию о пластинках, чтобы дороже их продать. Чем честнее будешь с покупателем, тем выше вероятность, что он вернётся.

Нужно постоянно общаться с людьми, узнавать, какие есть новинки, спрашивать посетителей, что им нравится, и меняться в зависимости от ответов.

Я разбираться в этом деле начал со временем. Не было такого человека, который мог бы мне всё рассказать. Знание приходит постепенно, из интернета, общения между коллекционерами, книжек, личного опыта.

 

Текст: Злата Онуфриева

Фотографии: Ксения Колесникова (магазин VinylForAll), Борис Жарков для Forbes (Дмитрий Тимофеев)