Партнёры по бизнесу Тимур Кадыров и Сергей Кузнецов познакомились за покерным столом и через два года создали карточную настольную игру, которая теперь приносит им 60% от оборота компании ($1 млн).

 

Остальные 40% приходятся на забавные, но бессмысленные безделушки вроде пазла из белых кусочков.

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК

Производство подарков, сувениров, настольных игр

 

200 000-300 000 рублей

ДАТА СТАРТА

 

САЙТ

 2010 год

 

www.stupidcasual.ru

 

Тимур КАДЫРОВ и Сергей КУЗНЕЦОВ

Создатели игры «Имаджинариум»
и интернет-магазина Stupid Casual

 

 

С чего всё начиналось

Тимур

Я окончил МИФИ по специальности «инженер-системотехник». Ни разу за всю жизнь не написал ни одной программы, ни дня не проработал по профессии.

Сергей

Я окончил Институт экономики и управления по специальности «финансист», но по специальности тоже не работал. Мы много работали на ниве рекламы и маркетинга, а потом случайно познакомились за покером. Техасский холдем сделал для нас больше, чем учебные заведения.

Тимур

Мы подружились, много обсуждали путешествия, смеялись над бессмысленностью разговорников: ты произносишь фразу на незнакомом языке и не понимаешь ответ. В какой-то момент пришла идея «Вавилонского разговорника» — книги, состоящей из смешных бессмысленных фраз на разных языках. Мы написали эти фразы, закинули в сеть (Сергей Кузнецов — известный пользователь коллективного блога «Лепрозориум». — Прим. H&F), увидели, что над ними смеются, и решили издать настоящую книгу.

 

 

 

 

 

 

На издание понадобилось примерно 200 000-300 000 рублей

 

 

 

 

Что сделали в первую очередь

На издание понадобилось примерно 200 000-300 000 рублей. Мы оба работали, неплохо зарабатывали и деньги взяли из личных сбережений. Иллюстрации нарисовал наш друг. Над дистрибуцией мы особенно не задумывались. Когда книга уже была готова, мы показали её оптовой компании «Книжный клуб 36,6», и наш разговорник взяли на реализацию.

Через него мы продали четверть от общего тиража. Одновременно с этим мы пошли в магазины подарков и сувениров. И там, уже не в окружении других путеводителей, книжка начала продаваться очень хорошо.

 

 

«Имаджинариум»: Как продавать настольную игру тысячными тиражами. Изображение № 1.

 

 

 

«Имаджинариум»

Каждый раз, когда мы запускали новый бессмысленный продукт — фигурки для хэндфоттинга или пазл, состоящий только из белых кусочков, мы думали: вот, станем старыми, а на складе ещё будет пылиться первая партия. Но как-то получалось, что всё продавалось и продаётся. «Имаджинариум» не был классическим бессмысленным продуктом. Строго говоря, для нас Stupid Casual и «Имаджинариум» — два разных проекта, мы стараемся их разделять.

Года два назад Сергей увидел французскую настольную игру Dixit, которая в 2009 и 2010 годах стала игрой года в нескольких странах Европы и США. Она нам понравилась своей механикой, но потом мы поняли, что правила несовершенны. На её базе мы сделали, с нашей точки зрения, идеальный продукт-«дженерик». Примерно за два месяца игра была продумана, собрана. Первым магазином, в котором мы начали продавать «Имаджинариум», был «Триоминос». Потом мы отнесли её в сеть магазинов настольных игр «Мосигра». И её взяли на реализацию. Это сейчас наш основной потребитель и продавец, потом идёт книжная сеть «Республика» и магазины развивающих товаров «7 пядей». Мы выпустили продукт в ноябре 2011 года, а примерно через полгода магазины начали сами обращаться к нам.

Печать карточек для игры мы заказываем в типографии, с этим проблем в Москве нет. В отличие от производства фишек. В первый год продажи ограничивались не из-за отсутствия спроса, а из-за скорости производства деревянных слоников-фишек. Процесс был настолько сложный, что мы не могли сделать больше определённого количества копий в неделю. Слоников резали в одном месте, красили в другом, собирали комплекты в третьем. Ещё до Нового года мы перешли на пластик. Жить стало легче, но слоники стали хуже, сейчас мы их снова переделываем.

Производство первой партии игры стоило около 1 млн рублей — это были заёмные средства, компания тогда денежного потока почти не генерировала. Технология была не отработана, многие вещи стоили дороже, чем должны были. Сейчас благодаря возросшему объёму производства и улучшенной технологии мы смогли уменьшить себестоимость на 20-30%. 

В первые несколько месяцев мы продали весь тираж. Сети предупреждали, что нужно делать больше, потому что Новый год на носу. Но мы боялись и не стали рисковать. Потом мы значительно увеличили тираж.

 

 

 

 

 

Сейчас общий годовой оборот чуть больше $1 млн. «Имаджинариум» генерирует примерно 50-60% выручки

 

 

 

 

Компания и финансы

Мы понимаем, что продукт, который ставится на полку магазина, получает наценку в 100% — это нормальная практика для ритейла. То есть он изначально должен быть недорог. Для этого его надо заказывать тысячными тиражами. Выпуская что-то помногу, ты тратишь сотни тысяч рублей.

Бизнес принадлежит нам двоим и Маше, которая занимается финансами. Всего в компании работает семь человек. Офиса у нас нет.

Очень тяжело было в первый год. Можно сказать, что первые полгода нас кормил покер, потому что всё, что получали, мы вкладывали в производство. А последние месяца три-четыре нам уже проще, мы позволяем себе путешествовать и чуть меньше ограничивать себя в тратах. Последние полтора года мы нигде, кроме Stupid Casual, не работаем.

Сейчас общий годовой оборот чуть больше $1 млн. «Имаджинариум» генерирует примерно 50-60% выручки.


 

Планы

Наш интернет-магазин мы временно прикрыли и собираемся нанять человека, который будет заинтересован в том, чтобы развивать именно интернет-магазин, поскольку у нас на это просто времени не хватает.

У нас запускается проектов шесть-восемь. Это «Имаджинариум „Детство“» и ещё две настольные игры. Хоть мы и новички на этом рынке, а Тимур вообще не любит играть в настолки, нас хорошо приняли, у нас получился неплохой старт. Как ни парадоксально, к нам начали обращаться как к экспертам. В течение года раз пять, наверно, к нам приходили люди и просили либо разработать им игру, либо проконсультировать. Даже «Мосигра», которая создала фактически этот рынок и разбирается в нём гораздо лучше нас, обращается за консультацией, у нас есть несколько совместных проектов. Вскоре мы планируем выйти на международный рынок, это план на ближайшие несколько лет. Хотелось бы скорее начать продажи в Европе — мы будем это делать, наверное, к следующей зиме.

 

Советы

 

 

Не надо бояться. Если есть любая, даже самая сумасшедшая идея, которую ты хочешь осуществить, её лучше осуществлять. Как правило, те финансовые риски, которые несут молодые предприниматели, незначительны. Если человек теряет 10 000 рублей, 50 000 рублей, 100 000 рублей, это не проблема. Он их заработает потом.

 

 

В бизнесе нужно быть самим собой. Делать то, в чём ты лучше других. У каждого человека есть такие вещи. Надо их просто найти и этим заниматься, не думая о деньгах. Деньги придут. А если не придут, всё равно будет не так обидно. Ты, по крайней мере, занимался своим делом, а не чужим.

 

Текст: Ксения Бобкова

Фотографии: Антон Беркасов