Ольга Залевская создала с мужем Дмитрием компанию по производству бетона и считает, что бизнес не помеха личной жизни, — мол, главное, доверять друг другу и не превращать дом в офис. Их «Фабрика бетона» не раз сталкивалась с трудностями, но, как и семья, успешно выдержала испытания. 

 

«Фабрика бетона»

СФЕРА БИЗНЕСА
 

ДАТА СТАРТА
 

Оборот
 

Город

Производство бетона, строительство

 

Август
2008 года

 

3-5 млн рублей
в месяц

 

Краснодар 

 

 

 

Ольга ЗАЛЕВСКАЯ

соосновательница «Фабрики бетона»

Как всё начиналось

Мы с моим будущим мужем познакомились в 2003 году. У меня к тому времени было высшее образование в сфере социальной психологии и опыт работы в PR. Откровенно говоря, меня просто шокировало, что я в месяц зарабатывала столько, сколько он за день. Дима, инженер по образованию, занимался доставкой бетона — самостоятельно и на чужом автобетономиксере.

В начале нулевых бетонный бизнес в Краснодаре напоминал Дикий Запад. Был дефицит бетона, специализированной техники и грамотных специалистов. Время очень подходило для начала бизнеса, тем более Дима об этом мечтал. Но в середине 2004 года он попал в автокатастрофу. Около полугода не мог двигаться, и ещё полтора года ушло на полное восстановление. За это время были потеряны и накопленные деньги, и техника. К тому же к 2006 году ситуация в городе уже была другая. Дефицит перерос в конкуренцию, и рынок, в общем-то, поделили. Я работала в брендинговом агентстве и, мне казалось, полностью нашла себя.

 

Первый заход

Муж твердил о собственном заводе и круглосуточно искал возможность начать бизнес. Мне пришлось его поддерживать. В июле 2008 года, почти сразу после рождения дочери, Дима сообщил, что у нас появилась возможность взять полноценно работающий бетонный завод в аренду. Он принадлежал одному из крупнейших бизнесменов Краснодара. С мужем они были знакомы давно, он арендовал у него технику ещё до аварии.

Дима ухватился за эту возможность и был готов на любые условия. А условия были не самые комфортные: высокая арендная ставка — 200 000 рублей в месяц вне зависимости от времени года, при том что бетон — сезонный бизнес, зимой объём работы снижается в разы. Кроме того, ремонтно-бетонный узел находился не в самом лучшем состоянии, и весь текущий ремонт ложился на наши плечи.

Муж твердил о собственном заводе и круглосуточно искал возможность начать бизнес

 

Несмотря на перерывы в работе, у Димы за все годы была уже наработана база строителей, прорабов — они и стали первыми клиентами. Работали строго по предоплате — необходимы были деньги для закупки инертных материалов: песка, щебня, цемента.

Рекламная кампания сразу дала результаты. Мои коллеги из брендингового агентства помогли разработать торговую марку бесплатно, зато в дальнейшем приобрели в нашем лице вечного клиента. В августе 2008 года «Фабрика бетона» полноценно заработала, а к октябрю стало ясно, что мне пора переходить в семейный бизнес окончательно. Дима полностью курировал производство, поставку материалов, вёл переговоры и выезжал на объекты. Я занималась рекламной кампанией на ТВ и в интернете, подбором офисного персонала, осваивала бухгалтерию и работала с клиентами в офисе.

Мы быстро завоевали небольшую, но устойчивую часть рынка — частных застройщиков и небольшие строительные компании. Команда «Фабрики бетона» состояла из 15 человек, 10 трудились на производстве и ещё пять — офисные сотрудники, включая лаборанта.

 

Кризис

В какой-то момент предложение превысило спрос, и крупные строители снижали цены производителей уже до минимума. К середине 2009 года ситуация обострилась, и кризис докатился до нас. Долг нескольких постоянных клиентов вырос до 1,5 млн рублей. Нам советовали идти в суд, но это было бесполезно — им тоже кто-то задолжал.

Заказов от частных лиц приходило всё меньше. Арендную плату и текущие расходы становилось платить труднее. Арендодатель переговоры о понижении цены, хотя бы временном, начинать категорически не хотел. Уйти мы несколько месяцев не могли решиться. Но к осени мы оказались должны за два месяца аренды. И тогда, не снимая с себя обязательств о выплате, мы уведомили о расторжении договора.

Подписывая договор аренды, мы оставили без внимания пункт, что обязаны уведомить о его расторжении не позднее, чем за два месяца. То есть заканчивая отношения в ноябре, мы должны были бы проработать и оплатить, согласно договору, ещё декабрь и январь. Возможности у нас такой не было. Нашему партнёру было глубоко плевать, будем мы работать или нет. В итоге мы покинули производственную территорию, оставив материалов на сумму, равную арендной плате за два месяца. 

И тем не менее бывший партнёр настаивал на закрытии долга деньгами. Действовал он разными способами: арбитраж, угрозы, бандиты какие-то приезжали. Его даже не смутила моя беременность. Пришлось обращаться в правоохранительные органы. Подействовало — угрозы прекратились, в течение следующего года мы выплатили реальный долг за аренду.

БЫВШИЙ партнёр Действовал разными способами: арбитраж, угрозы, бандиты какие-то приезжали. Его даже не смутила моя беременность

 

Зато у нас были хорошие отношения с поставщиками. Они согласились ждать, пока ситуация не прояснится. Для закрытия долгов нам пришлось продать единственный автобетономиксер и личные «жигули».

 

Выход из пике и диверсификация

В канун 2010 года стояла непростая задача о выборе дальнейшего пути и развития «Фабрики бетона». Мы остались без сотрудников и производства, с текущими долгами.

Дима обратился к директору одного из крупнейших бетонных заводов края. Они были знакомы очень давно: когда-то муж возил оттуда на миксере бетон. «Фабрика бетона» уже получила известность, так что мы заключили дилерский договор на хороших условиях. А наши должники постепенно вернули большую часть долга.

Чтобы отдать свои долги, мы расширили ассортимент. Продавали бетон всех видов: от стандартных марок до гидротехнического, фибробетона. Также мы начали поставлять ЖБИ, пески, щебни, кладочные материалы. Наша целевая аудитория осталась прежней. Бухгалтерию временно отдали на аутсорсинг, я отвечала на телефонные звонки, сидела в офисе — вплоть до родов.

Спустя несколько месяцев мы разработали ещё одну торговую марку — архитектурно-строительное бюро «Домик». Эта компания занимается строительством под ключ. Вложения были минимальными — около 100 000 рублей. Офис уже был, коллектив тоже, все профильные специалисты работают на контрактной основе под проект. Деньги пошли на запуск и продвижение сайта. В месяц ведём два-три параллельных проекта по строительству коттеджей. Запускаем продажу декоративных красок и штукатурок. Офисное помещение позволяет разместить шоу-рум с образцами.

Сейчас совокупный оборот «Фабрики бетона» составляет от 3 млн до 5 млн рублей в месяц. Пока наш бизнес локальный, но мы надеемся шагнуть за пределы Краснодарского края.  

 

Советы 

Не важно, что ты делаешь, — важно как. Я за качественный подход абсолютно во всём. Мои менеджеры одинаково внимательно, долго и вежливо беседуют и с крупным клиентом, и с пенсионером, которому нужен один кубический метр бетона. Сарафанное радио никто не отменял, и в компанию с хорошим сервисом люди возвращаются. 

Читайте истории создания великих компаний и биографии людей, прошедших через испытания и добившихся успеха. Надо учиться жить на их примерах.

Методично подбирайте команду. Я теперь точно знаю: сначала нужно решить, с кем едешь, а потом уже — куда.