Владимир Безбородов и Давид Папаскири познакомились в 2008 году, у Папаскири уже была своя сеть прачечных в Санкт-Петербурге, а Безбородов приехал к нему за консультацией — собирался начать такой же бизнес в Москве.

 

Объединив в единую группу компаний свои прачечные «Чистофф» и «Прачка.ком», через пять лет предприниматели начали получать месячную выручку в размере 10 млн рублей.

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК

Прачечные самообслуживания

 

1 млн рублей

ДАТА СТАРТА

 

САЙТ

Лето 2008 года

 

chistoff-laundry.ru

 

Владимир Безбородов и Давид Папаскири

Основатели прачечных

 

 

Как пришла идея

До кризисного лета 2008-го я занимался IT-бизнесом. В тот год я решил начать новый бизнес. В списке интересовавших меня направлений на первом месте стояла прачечная самообслуживания. Непопулярный в России бизнес привлекал многих: вдохновлял успех западных предпринимателей, красивые общественные прачечные в голливудском кино. Однако реализовать идею удавалось немногим. Пионер российского рынка, Давид Папаскири, заставил меня поверить в успех: в Санкт-Петербурге уже существовала сеть студенческих прачечных, которой он руководил. Я решил, что москвичи должны оценить возможность не тратить выходные на стирку, изучил рынок, съездил в Питер и открыл первую прачку в Москве.

Как всё начиналось

Первая прачечная была открыта в жилом массиве в районе Московского энергетического института на «Авиамоторной». Опыт Давида подсказывал, что основные клиенты — это студенты. Я арендовал помещение в 36 кв.м., закупил профессиональное оборудование, сам стал администратором и продвигал сайт прачечной. Буквально через полгода начали приходить письма от желающих открыть прачечные в провинции — я понял, что хороший консалтинг и франшиза на этом рынке будут пользоваться спросом. Я подготовил предложения для будущих франчайзи, создал брендбук и тут же продал две франшизы. Тогда битва шла за каждую тысячу рублей: бизнесмены искали проверенные и малозатратные маркетинговые решения, поэтому опыт продвижения продукта, который, казалось бы, никому не нужен, сыграл мне на руку. Дело пошло, и франчайзинг стал приоритетным направлением.

 

 

 

 

 

Средний чек для такой прачечной составляет 300 рублей, из них около 40% — чистая прибыль

 

 

 

Два года мы с Давидом работали параллельно: он открывал прачечные в Санкт-Петербурге, я — в Москве и в регионах по франчайзингу. К 2009 году у меня уже было сформировано предложение для франчайзи. Мы тесно общались всё это время как коллеги, а потом решили объединить компании, когда Давид тоже захотел продавать франшизы. Теперь мы совместно инвестируем в новые прачечные и развиваем два бренда.

Через три года первая московская прачечная сети была закрыта — возникли проблемы с собственником помещения, которое я арендовал. Однако появились шесть других — по три в студгородках и в жилых массивах. А в регионах успешно запустились 20 франчайзи.

Когда Давид открывал питерские прачечные, было чуть проще с арендой помещений, поэтому в Санкт-Петербурге у нас самая широкая сеть. Чтобы арендовать помещение в университетском общежитии, требуется получить разрешение в Минобрнауки и Росимуществе — каждое помещение приходится ждать по два года. Однако это того стоит: аренда здесь ниже, и студенты — наши основные клиенты.

 

Деньги

На открытие первой прачечной было потрачено около 1 млн рублей. Сейчас, чтобы открыть новую точку, потребуется 1,2-1,5 млн рублей. Мы увеличили затраты на оборудование: ту технику, которую мы покупали раньше, уже не выпускают. Сейчас стоимость одной стиральной машинки — 120 000-140 000 рублей, сушки — около 120 000 рублей. Для маленькой прачечной потребуется как минимум пять пар таких агрегатов. Плюс в каждом филиале стоят терминалы оплаты, с помощью которых прачки подключены к единой базе. Через неё мы ведём статистику: цена среднего чека, доходы, расходы, количество клиентов в день.

Средний чек для такой прачечной составляет 300 рублей, из них около 40% —чистая прибыль. При правильной работе с клиентами и персоналом прачка может зарабатывать около 300 000 рублей в месяц. Максимальный доход, которого мы добились в одной из точек в Санкт-Петербурге, — 450 000 рублей. Для этого потребовалось установить дополнительный комплект оборудования.

Ежемесячная выручка объединённой компании — примерно 10 млн рублей, в эту сумму входят и доход от собственных прачечных, и продажа франшиз. Сейчас в месяц мы заключаем в среднем две сделки с франчайзи, но скоро их будет три-четыре, судя по росту спроса.

Франчайзинг

Каждого франчайзи я стараюсь вести так, как будто открываю свою прачечную: минимизирую затраты, помогаю с выбором помещения, закупкой оборудования и рекламной кампанией. В этом бизнесе важна каждая мелочь, вплоть до того, как выглядят промоутер и администратор, — всё сказывается на размере среднего чека. Поэтому мы обязательно приезжаем в новую прачечную и проводим обучение на месте.

 

 

 

 

 

 

 

Важное преимущество франшизы — скидка на оборудование. «Чистофф» — официальный дилер профессиональной техники, поэтому франчайзи экономит до 15% на закупке. Прачечная в большинстве случае окупается за год-полтора. За это же время можно выйти на стабильную прибыль в 70 000-80 000 рублей.

Сумма роялти достаточно высокая — 200-300 евро в месяц (одна сеть предлагает франшизу с роялти в 2-3 евро), однако наши франчайзи получают постоянную поддержку: через электронные терминалы мы отслеживаем, как идут дела в той или иной прачечной, принимаем непосредственное участие в управлении. Если размер среднего чека меньше 200 рублей, разбираемся, что происходит, и предлагаем решения — все, кто ими воспользовался, увеличили прибыль в два-три раза. В одном университетском кампусе, например, листовки с рекламой прачечной раздавал промоутер в костюме Дарта Вейдера — студенты оценили.

 

Клиенты

Фактически прачечных самообслуживания в России нет: ландроматы у нас не прижились. Прачечная, на мой взгляд, обязательно должна быть стерильно чистой и уютной, а машины — исправно работать. Поэтому мы привлекли к работе администраторов: и клиентам удобнее, и порядок сохраняется.

В этом бизнесе самое главное — привести клиента в первый раз в прачечную. По моему опыту, те, кто попробовал, обязательно вернутся. В прачечных, которые расположены непосредственно в общежитиях, студенты — единственные клиенты. В остальные приходят разные люди: домохозяйки, дачники, холостяки. В одной прачечной пришлось выделять отдельный день под цыганский табор: они стали постоянными клиентами, но, к сожалению, смущали других посетителей.

И кризис, и повышение тарифов на ЖКХ играют нам на руку: клиенты понимают, что воспользоваться услугами прачки дешевле, чем стирать дома. Да и в выходные лучше отдохнуть с семьей, чем возиться с грязными рубашками. Единственное, на что жалуются клиенты-холостяки: гладить рубашки приходится самим — мы пока не обзавелись пароманекеном.

 

Планы

Наша группа компаний занимает примерно 15% рынка — 80% пока свободны. Мы планируем их постепенно осваивать: ещё 100-200 прачечных по России вполне могут быть открыты в ближайшие пару лет.

 

Советы

 

 

Занимайтесь продвижением сайта — около 60% клиентов узнали о нас через интернет.

Хотите открыть прачечную — обратитесь за франшизой, пусть даже не нашей. Это заметно увеличит прибыль. В этом бизнесе важна каждая деталь, поэтому опытный партнёр необходим.

Не экономьте на помещении — прачечная должна быть светлой, чистой и уютной.

 

Не экономьте на рекламе при запуске.

Следите за качеством обслуживания — вежливый и правильно обученный администратор может преумножить выручку в полтора раза.

Текст: Анастасия Швецова 

Фото: Сергей Пацюк