Генеральный продюсер фестиваля Kubana Илья Островский начинал свой путь в шоу-бизнесе с организации социальных акций. В 2009 году он провёл первый фестиваль Kubana, в лайн-апе которого значились, по большей части, панк-рок-команды — крайне рискованный выбор, если учитывать, что мероприятие проходило в российской глубинке, посёлке Янтарь Краснодарского края. Спустя пять лет панк-междусобойчик превратился в самый посещаемый платный рок-фестиваль в России, а на его афишах в этом году значатся названия всемирно известных групп вроде System Of A Down или Bloodhound Gang. Выступление последних, правда, пришлось отменить из-за того, что накануне участник группы надругался над российским флагом. Несмотря на инцидент, Островский в этом году надеется привлечь не менее 200 000 зрителей.

 

Илья ОСТРОВСКИЙ

Генеральный продюсер фестиваля Kubana

Начало

Kubana — бренд, созданный с нуля, у него нет никакого титульного спонсора. Это целиком и полностью моё детище. Долгое время я был психологом и руководил профилактическими программами благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании». В рамках этой деятельности я начал организовывать различные социальные акции: против СПИДа, против наркотиков. Затем занялся менеджментом различных музыкальных коллективов типа «Элизиума», «Кирпичей» и «Тараканов». Тогда у меня наладились деловые и в некотором роде дружеские отношения с департаментом молодёжной политики Краснодарского края. В то время департамент пытался реализовывать очень смелые для российской глубинки музыкальные проекты. К примеру, для музыкального тура по станицам Краснодарского края приглашали не группу «Блестящие», а моих подопечных.

После того как все мои артисты прокатились по станицам, начала вырисовываться идея: «Почему бы нам не сделать фестиваль?» Сначала мы вели переговоры с «Нашим Радио» с целью создать филиал «Нашествия» в Краснодарском крае. Они ни к чему не привели. Зато появилась другая идея: фестиваль на море для молодёжи, любящей рок, но в меньшей степени ориентированной именно на русскоязычную его часть. Первая Kubana, состоявшаяся в 2009 году, по разнообразию стилей не сильно отличалась от нынешней: был и панк-рок, и электроника, и хип-хоп. 

На фестиваль приехали около 8 000 человек, что стало для всей нашей команды полной неожиданностью. У меня не было никаких амбиций, что он станет ежегодным мероприятием и начнёт расти такими темпами. Этот рост продиктовала востребованность продукта. В первый год стало понятно, что людей зацепила возможность совместить отдых на море с посещением концертов.

 

Аудитория

Целевая аудитория — активная мыслящая молодёжь, которая выбирает не какой-то определённый стиль музыки, а конечный продукт. На сегодняшний день в музыке всё настолько смешалось, что старомодно говорить: «Я поклонник рока» или «Я фанат электроники». Я прекрасно представляю себе человека, в плейлисте которого есть 80% того, что указано сейчас на афишах. И если из-за наличия в лайн-апе фестиваля Wu-Tang Clan от нас отойдёт аудитория, рвущая на себе майки за чистоту какого-то музыкального стиля, я не расстроюсь.

Заработать во время опен-эйра можно на многом: продаже билетов, сдаче 
в аренду торговых точек, реализации различных услуг

 

Ведь потеря одной аудитории зачастую влечёт за собой приход другой. И нам сейчас интереснее привлечь посетителей Пикника «Афиши», нежели фестиваля «Нашествие», потому что это другая формация людей. Если говорить о росте аудитории в количественном плане, то в 2009-м нас посетили около 8 000 человек, в 2010-м — порядка 30 000, в 2011-м — порядка 70 000, в 2012-м — 150 000. 30% публики приезжает из Москвы, 15% — из Питера, около 20% — из Южного федерального округа, оставшиеся — из прочих регионов России. 

 

Деньги

Бюджет первого фестиваля составил около 8 млн рублей. Это были деньги спонсоров и госдотации от Краснодарского края. Привлечь спонсоров оказалось очень тяжело: в фестиваль вложились двое или трое частных лиц с минимальными бюджетами из серии 100 000-150 000 рублей. Пропорции финансирования с тех пор не сильно изменились, несмотря на то, что бюджет ежегодно растёт. 20-25% — это деньги коммерческих спонсоров и госдотации, 70% — частные инвестиции. Если говорить про доходы, то первые два фестиваля были намного выгоднее, чем все последующие. В 2009 году при бюджете в 8 млн рублей мы получили 2 млн прибыли, то есть 25% бюджета. А сейчас стоимость фестиваля — порядка 200 млн рублей, но прибыли в 50 млн ожидать очень сложно.

Заработать во время опен-эйра можно на многом: на продаже билетов, сдаче в аренду торговых точек, реализации тех или иных услуг. Основной доход, конечно же, приносит продажа билетов — 70%. Остальные 30% приходятся на всё остальное, включая торговлю. Что касается расходов, то порядка 40% бюджета мы тратим на гонорары артистов. На втором месте — сцена и продакшн, съедающие 15-20% бюджета. В частности, в этом году мы потратили на них миллион долларов. Чуть меньше расходуется на инфраструктуру, 10% уходит на охрану, около 500 000-600 000 рублей в год мы платим Краснодарскому краю за аренду земли.

Kubana: Как провинциальный рок-фестиваль стал крупнейшим опен-эйром России. Изображение № 1.

Самым прорывным в плане качества заявленных участников и самым провальным финансово оказался 2012 год. Мы очень сильно потратились на то, чтобы люди, приехавшие на Kubana, чувствовали себя комфортно. Мы вложились в инфраструктуру, атмосферу фестиваля, заменили местную охрану на московскую. Фестиваль приобрёл новое лицо. И это стоило денег. Ещё одним фактором, сильно повлиявшим на посещаемость мероприятия в прошлом году, стала трагедия в Крымске — многие после такого просто не решились приехать. И при бюджете в 140-150 млн рублей мы ушли в ноль. Но несмотря ни на что, в этом году бюджет фестиваля составляет 200 млн рублей. Нам удалось убедить инвесторов и собрать такую сумму именно потому, что в 2012-м мы сработали на перспективу, получили очень хороший фидбэк от партнёров и от зрителей.

 

Российская специфика

Одна из основных проблем в организации Kubana заключается в том, что нам приходится всё везти из Москвы: технику, охрану, 70-80% персонала. Так что на стоимость билета очень влияет логистика. Если бы мероприятие происходило в центре столицы, то конечный продукт доставался бы зрителю намного дешевле. Ещё один фактор, сильно влияющий на посещаемость фестиваля, — транспортная ёмкость данного региона. К примеру, человек, спонтанно отправляющийся на какой-то зарубежный рок-фестиваль, легко бронирует на booking.com гостиницу и покупает на Skyscanner по приемлемой цене билеты на самолет. В нашем случае забронировать с помощью известных букинг-систем гостиницу на территории Анапы практически невозможно. Базы отдыха заняты. Залезая на сайты авиакомпаний, которые летают в Анапу, можно тронуться умом от того, какие цены на этот период времени. Есть определённый пассажиропоток, который может принять Краснодарский край, — мы априори теряем аудиторию, которая не позаботилась о билетах на самолёт или поезд сильно заранее.

 

Подготовка

Запуск рок-фестиваля обычно происходит следующим образом: существует некий начальный капитал, 10-15% от общего бюджета фестиваля. Это могут быть как личные средства, так и деньги поверивших в успех мероприятия инвесторов. Они вносятся хэдлайнеру в качестве залога.

В России существует всего
два полноценных опен-эйра: Kubana и «Нашествие». Всё остальное — просто хорошие большие концерты

 

Когда договорённость с хэдлайнером достигнута, начинается продажа билетов и поиск дальнейших средств, общение с новыми инвесторами. Сейчас Kubana уже настолько известна, что нам не нужно высылать зарубежным артистам какие-то депозиты, хэдлайнеры требуют денег уже на финальной стадии.

 

Конкуренты

На мой взгляд, в России сейчас существует всего два полноценных опен-эйра: Kubana и «Нашествие». Всё остальное — «Рок над Волгой», Maxidrom, Пикник «Афиши» — просто хорошие большие концерты. Это другой формат фестиваля, без проживания на территории, без палаточных лагерей. Организация опена — работа на целый год, очень нервная, рискованная, зависящая от множества факторов. Это целое искусство, для которого недостаточно навыков в шоу-бизнесе, ведь тебе приходится строить с нуля целый город, доступный для проживания. Так что на данный момент большой конкуренции тому продукту, который производим мы, я не вижу. Зато забукировать того или иного зарубежного артиста становится всё сложнее — здесь конкуренция очень высока.

 

Планы на Kubana-2013

В этом году фестиваль переместился из поселка Веселовка в станицу Благовещенскую — в 2012-м площадка работала на пределе своих возможностей, палаточный лагерь был заполнен на 95%. В прошлом году мы построили качественные душевые кабины, но не справились с потреблением воды. В этом году водопровод будет проведён по всей площадке, будут закуплены специальные военные ёмкости для этой воды. Что касается развлекательной части, то помимо музыки у нас будет полноценный кинотеатр, венгерский цирк, откроет Kubana панк-опера Эмира Кустурицы «Время цыган». Я очень надеюсь, что на фестиваль приедут около 200 тысяч человек. Но говорить про какую-то выручку в этом году я пока не готов. Для начала надо достойно провести фестиваль. Очень часто некие расходы последнего дня корректируют все планы. Но если этого не делать, то в следующем году к тебе больше никто не приедет. А для нас очень важно продумывать мелочи и нюансы, мы стараемся не упускать их, и люди это чувствуют. И приезжают на Kubana из года в год.

Текст: Алиса Курманаева

Фото: Kubana