Максим Богуш пять лет назад открыл типографию «Вау-Принт», которая выпускает визитки, листовки и пластиковые карты. Но печатное оборудование решил не закупать: все процессы от производства до доставки отдал на аутсорс. Как уверяет сам Богуш, это позволило оптимизировать

процессы и сделать услуги более доступными. Заказать себе визитку можно не вставая с дивана, заполнив форму на сайте компании. Сейчас у «Вау-Принт» 5 000 клиентов, а её годовой оборот составляет 10 млн рублей.

 

Сфера деятельности

Полиграфические услуги

Дата старта

2008 год

 

Бюджет на запуск

500 000 рублей

Сайт

wow-print.ru

 

Максим БОГУШ

Основатель типографии «Вау-Принт»

Как всё начиналось

Пять лет назад я приехал в Москву из Комсомольска-на-Амуре. Мне было 20 лет. Отгуляв последние деньги, я начал искать работу. Сначала устроился дизайнером-полиграфистом в компанию по производству «Виагры», потом — в ЧОП, затем была строительная компания и пиар-агентство. Я с утра до ночи общался с типографиями, печатающими никому не нужную макулатуру с учётом «особых пожеланий» заказчиков. Тогда мне захотелось создать свою компанию, которая бы упростила все процессы.

Опыт в предпринимательстве у меня к тому моменту уже был. У моего отца — крупный телекоммуникационный бизнес, и лет 10 назад у меня было ярое желание воспользоваться его возможностями в своих интересах. Тогда в России был всплеск продаж мобильных мелодий вроде «Отправь SMS, получи 64-голосую полифонию», а у отца было телевидение и прочие медийные штуки, благодаря которым я построил маленькую, но успешную компанию по продвижению мобильных сервисов. Через несколько лет бизнес стал нерентабельным: к нам пришли гиганты рынка, и я остался у разбитого корыта, конкурировать с ними на уровне региональных бюджетов было невозможно. В 2008-м я решил вернуться в бизнес, но уже не стал рассчитывать на отца.

 

Концепция

Большинство типографий требуют от клиентов большого количества усилий: нужно пообщаться с массой менеджеров, от дизайнера до бухгалтера, прежде чем визитки пойдут в печать. 

Мы решили упростить схему: у нас работает семь менеджеров, каждый из них имеет опыт в дизайне, поэтому все вопросы клиент может решить с одним человеком. 

У нас нет схем работы с клиентами или шаблонов для разговора с ними по телефону, но у нас есть чёткие сроки доставки и производства: доставка — на следующий день после изготовления, производство бумажных носителей — от четырёх до пяти рабочих дней, пластиковых карт – от пяти до восьми. За всё время существования компании мы пару десятков раз их срывали. Все виновные были уволены сразу: если быть точным, то 24 человека.

Наши основные клиенты — это малые предприниматели. Мы печатаем то, что действительно востребовано на рынке, то, на что есть большой спрос: визитки, листовки, календарики и пластиковые карты.

Кроме того, мы стремимся, чтобы клиенты не приезжали в офис, а оформляли заказ через сайт и получали готовую продукцию у себя на работе или дома. Менеджеры и дизайнеры формулируют техническое задание из мыслей клиента и выдают результат, который в абсолютном большинстве случаев устраивает заказчика. Чтобы у клиентов не возникало желания лично пощупать бумагу, мы просто исключили дизайнерскую бумагу из ассортимента, оставив всего один вид — мелованную глянцевую, в трёх возможных вариантах плотности — от 130 до 300 грамм.

 

 

 

 

 

 

Заказчики просили доставку к себе домой, и там порой встречались персонажи
в семейниках и девушки
в нижнем белье

 

 

 

 

 

Схема работы

Я привлёк в дело приятелей, с которыми познакомился, работая дизайнером-полиграфистом. Один из них кое-что понимал в контекстной рекламе и SEO, другой — в тонкостях организации печатных процессов.

В течение первого года вложили в проект 500 000 рублей. Первых клиентов привлекали с помощью контекстной рекламы. Ими стали салоны красоты, кафе и мелкие магазинчики. В первый месяц наша выручка от 26 заказов составила 105 000 рублей. 

Все говорят, что для запуска собственного производства нужно купить оборудование, а иначе придётся быть посредником и переживать за качество продукции, сроки поставок и прочее, а также зависеть от денежных аппетитов непосредственного производителя. Мы пошли по другому пути: арендовали цех вместе с оборудованием в Санкт-Петербурге, договорились об использовании рабочей силы с собственником — на правах арендатора и работодателя мы можем контролировать абсолютно все производственные и кадровые вопросы. 

Мы нашли крупную транспортную компанию, которая специализируется на перевозках по маршруту Москва — Питер. Она ежедневно привозит нашу печатную продукцию. 

Также обратились в аутсорсинговую компанию, которая взяла на себя хранение и выдачу заказов с оплатой за объём. Мы отказались от использования «пунктов выдачи для интернет-магазинов», так как качество предоставляемых ими услуг крайне низкое. Большинство таких компаний арендуют небольшие коморки в стиле провинциальных почтовых отделений, где клиентов обслуживает плохо образованный, порой дурно пахнущий, нерасторопный персонал, они работают одновременно с парой сотен клиентов, которые с утра до ночи грузят им свои коробки.

У нашего же партнёра — классический офис, где не бывает очередей на выдачу, так как здесь хранится продукция исключительно нашей типографии. Мы следим за тем, чтобы обслуживание было на уровне.

 

Финансы

В первый же год существования мы вышли в ноль и стали приносить прибыль. Сейчас годовой оборот компании — около 10 млн рублей. На этом уровне мы планируем оставаться до конца года, сместив интересы с бурного роста денежной массы на увеличение процента живой прибыли. Развиваться дальше мы будем за счёт собственных денег.

Бизнес строится по трём направлениям: производство, продвижение и продажа. Производством и продвижением в интернете занимаются мои партнёры.

В компании есть чёткое разделение не только на функционал, но и на юридическую ответственность: одно юрлицо отвечает за аренду производственных мощностей, работу с персоналом и оплату транспортных услуг Москва — Питер; второе — за продажи и управление логистикой внутри Москвы, работу с курьерскими компаниями. Так мы достигаем большего КПД по классической схеме разделения большой компании на более мелкие, хотя и остаёмся микробизнесом.

 

«Вау-Принт»: Как сделать облачную типографию. Изображение № 1.

 

Доставка

Первые несколько месяцев я сам возил продукцию клиентам, потому что тупо не было денег. Многие заказчики просили привезти её к себе домой, а там порой встречались очень колоритные персонажи в семейниках и девушки в нижнем белье. От тяжёлых пакетов болела спина. Когда мы начали нанимать курьеров, ситуация не сильно улучшилась: они вечно куда-то пропадали. 

Но сменив три курьерские компании, мы нашли четвёртую, с которой работаем уже год, но параллельно имеем действующие договоры с ещё двумя, на всякий случай. Курьеры больше не исчезают.

 

Конкуренция

Я считаю, что у нас нет конкурентов. Всё, что делается в Москве, либо слишком дорого, либо требует от конечного заказчика очень больших усилий.

Если посмотреть выдачу «Яндекса» по запросу, например, «типография», то вы не найдёте в первой тридцатке ни одного сайта с интуитивно понятной формой заказа, а только прайс-листы или формы «обратной связи», где надо указать, как вас зовут, чего хотите, ваш телефон. Мы же больше похожи на интернет-магазин, чем на скучную типографию.

Большинство сайтов типографий — это невнятные картинки и большое количество логотипов компаний, с которыми они никогда не работали. У нас же — очень удобный и информативный сайт, конверсия на котором доходит до 10%. Я узнавал, и оказалось, что такой показатель — абсолютный рекорд рынка.

Наши конкуренты работают по старинке: в офисе сидит штатный дизайнер, к которому через всю Москву мчится заказчик. Оплата услуг производится только наличными или банковским переводом, а доставка сравнима по цене с перевозкой холодильника за МКАД. Выбор бумаги «поражает воображение», а в итоге за ассортимент неликвида тоже платит заказчик.

Если же вдруг какая-то полиграфическая компания решает улучшить свой сервис и внедрить нововведения, то ценник за счёт «инновационности» вырастает по принципу хипстерского фастфуда, где котлета по-киевски может стоить, как свежая говяжья вырезка, только потому, что на неё положили ветку рукколы и запаковали в картонную коробку.

 

Советы

 

Если вы не видите способов масштабирования вашего бизнеса, закрывайтесь и начинайте вновь. Ставьте глобальные цели с помощью ручки и бумаги, прописывайте пункты их достижения вплоть до самых мелочей и ежедневно вычёркивайте минимум один.

Не пользуйтесь государственными грантами и прочей помощью от власть имущих, если не хотите нажить себе «большого брата», следящего, на чьи деньги вы сегодня съели фуа-гра.

Вкладывайте больше в контекстную рекламу, чем в SEO. Контекст — неиссякаемый источник денег, а вот SEO, особенно если вы делаете её своими руками, — чёрная дыра, которая неизвестно куда приведёт. И упаси вас Господь пользоваться всякими «системами автоматизации продвижения» — это бессмысленная трата денег, которая, если и даст результат, то по цене, в сотни раз превышающей реальную стоимость продвижения.

Не будьте многоруким Шивой длительное время: первые полгода, безусловно, экономьте бюджет и делайте всё сами, но как можно быстрее внедряйте помощников в компанию, потому что можете дойти до точки невозврата, когда вы охладеете к бизнесу, так как из предпринимателя превратились в «мультиварку».

Прежде чем покупать автомобиль бизнес-класса и гулять по яхт-клубам, следует расплатиться с кредиторами и купить квартиру, если у вас её нет. Помните правило: нужно не уменьшать свои расходы, а увеличивать свои доходы.

Текст: Марина Москвичева

Фото: Тимур Аникеев