Австралийский программист Джош Райх ненавидел банки и хотел изменить традиционную систему обслуживания. Он использовал мобильные и интернет-технологии, пригласил в штат приятных людей, которые должны общаться с клиентами, и запустил несколько удобных функций, помогающих разумно расходовать средства.

 

сфера бизнеса

Финансы

 

бюджет на запуск

$50 000

 

дата старта

2009 год

 

сайт

simple.com

 

Джош РАЙХ

Создатель платформы Simple

Предыстория

Я родился в Австралии, там учился медицине и хирургии. В то же время меня всегда интересовало программирование, которым я стал заниматься ещё в семь лет. В 1995 году я пошёл работать программистом к провайдеру, который предоставлял интернет школам.

Потом я стал техническим директором в австралийском стартапе Traffion (разрабатывал софт для аналитики интернет-компаний), который мы впоследствии продали Nielsen/NetRatings. Степень бакалавра по математике и статистике я получил в Мельбурнском университете. И уже после этого я отправился в Америку, где поступил в Университет Карнеги-Меллон (CMU) и прошёл более широкую подготовку в сфере финансовой математики. Я прошёл первую летнюю стажировку в нью-йоркском маркетинговом стартапе Root Markets. Там я познакомился со многими местными предпринимателями. Когда я получил степень магистра в 2006 году, то оставил Root и присоединился к инвестиционной фирме, где руководил группой по количественным стратегиям. В 2009 году я оттуда ушёл и полгода занимался консалтинговым бизнесом www.i2pi.com.

Выходит так: большую часть жизни я работал над стартапами, но ещё провёл какое-то время на Wall Street, а первое образование получил медицинское.

 

Как всё начиналось

Я решил делать банковский сервис, потому что ненавидел свой банк. Банки в Америке часто зарабатывают на том, что путают клиентов, сбивают их с толку. Они совсем не ставят целей разъяснить человеку его финансовое положение и уж тем более не стремятся помочь ему научиться им управлять. Всё, чего они хотят, — заработать. Для меня это стало реальной мотивацией.

Перед нами был чистый лист бумаги, на котором мы должны были прописать
все тонкости бизнеса
в соответствии с законом

 

Изначально денег на проект у меня не было. 17 июля 2009 года я отправил e-mail своим друзьям Шамиру и Джерри (один из соучредителей Root Markets) с предложением открыть банковский сервис. Впоследствии Шамир стал сооснователем, а Джерри первым инвестором: он вложил в дело $50 000. С Шамиром мы познакомились в университете CMU. Он тогда был консультантом по вопросам управления в McKinsey & Co. Специализировался на финансовых услугах, банковском деле и платежах. Позже к нам присоединился Алекс Пэйни, которого я знал по его блогу. Долгое время он был техническим директором, но позже ушёл из Simple и сейчас работает над своими проектами.

 

Выбор бизнес-модели

Первые деньги мы потратили на небольшую зарплату себе и двум подрядчикам, которые помогали нам с веб-дизайном. Мы уделяли особое внимание двум основным проблемам. Первая – правовое урегулирование всех банковских вопросов и всего, что с ними связано. Это оказалось невероятно сложно, на это ушло несколько лет.

Вторая проблема — нужно было определить бизнес-модель. Мы решали, будут ли это технологии в чистом виде или мы сами будем проводить банковские операции. В итоге мы выбрали модель партнёрства с банками, когда деньги держит банк, а мы делаем то, что упрощает процесс работы со счётом. Сейчас наш партнер — The Bancorp Bank. Пользователь ничего не платит нам напрямую. Мы получаем деньги от этого банка, и когда клиент расплачивается картой за что-то в магазине, торговый представитель выплачивает небольшую сумму Visa, которая направляется нам. Также мы сотрудничаем с компанией Allpoint — она предоставляет 55 000 банкоматов по всей Америке.

Всё учтено: Как Simple пытается изменить банковский сервис. Изображение № 1.

Развитие

Два года мы только выстраивали этот бизнес: проводили анализ индустрии, исследования, разрабатывали первые образцы и привлекали начальный капитал. В этот период мы получили $130 000 от ряда инвесторов, включая Дэйва Макклюра, Джоша Шехтера и фирму SV Angel. Примерно через год мы получили средства на первый раунд венчурного финансирования от инвесторов из Нью-Йорка в размере $2,9 млн. Как только у нас был рабочий прототип, мы получили еще $10 млн во втором раунде.

В 2011 году мы наняли людей в команду и сделали первую версию продукта. Потом мы переехали в Портленд, и с тех пор компания активно развивается там. В Нью-Йорке было сложно найти хороших специалистов в нашей области. Портленд же — настоящий кладезь талантов, как в технической сфере, так и в сфере управления взаимоотношениями с клиентами.

Изначально концепция, которую мы предлагали, была нова для рынка. Но у нас было чёткое представление о том, каким должен быть сервис: честным, прозрачным и максимально удобным. Чтобы проработать детали, мы запустили небольшой сайт, где рассказали о главных его принципах. Я написал в Twitter, на это обратили внимание друзья, потом — друзья друзей, и так далее. Дальше мы стали рассылать персональные письма на e-mail вроде: «Привет! Как дела? Что ты думаешь по поводу банков?» Мы просили их описать идеальный банк и рассказать о проблемах, с которыми они сталкиваются в своих банках сейчас. Ответы, которые мы получали, привели нас к двум важным вещам.

Мы сконцентрировались
на том, чтобы клиенты могли быстро и легко решить
свои проблемы

 

Во-первых, мы убедились, что проблема актуальна: нам пришли десятки тысяч писем. Во-вторых, люди воодушевились, стали рассказывать об этом своим знакомым, процесс быстро стал невероятно вирусным. Мы использовали обратную связь, чтобы как можно лучше разработать первую версию продукта. И уже через два года у нас было 20 000 активных пользователей. В последнее время мы работаем над тем, что тестируем продукты. Смотрим, как пользуются нашими инструментами, выделяем эффективные. Несколько месяцев назад мы объявляли, что пересекли показатели в $1 млрд годового объёма платежей. А буквально на этой неделе мы пересекли $1,5 млрд.

Изначально мы сконцентрировались на том, чтобы клиенты могли быстро и легко решить свои проблемы. То есть я могу в любой момент позвонить или написать человеку из техподдержки, задать вопрос, отправить фотографии, и мне всегда ответят. Наше взаимодействие с клиентами очень отличается от того, как привыкли относиться к людям в традиционных банках. У нас умные, открытые и приятные люди, которые всегда готовы помочь. Если говорить о самих пользователях, среди них есть и те, кому 18, и те, кому 70. Но в большинстве своём это люди от 20 до 35 лет, с образованием, которые уже успели разочароваться в традиционных банках. Сейчас у нас около 60 000 пользователей.

 

Технические особенности

Мы предлагаем жителям США обычную пластиковую карту, с помощью которой можно оплачивать счета, получать зарплату, снимать деньги в банкомате — делать то же самое, что и с обычной картой. В то же время мобильные и веб-технологии позволяют достичь индивидуального подхода в зависимости от настроек аккаунта клиента, где все учётные записи объединены в одну. Это помогает тратить деньги более разумно и экономить больше.

Наши клиенты могут следить за всеми изменениями своего баланса в режиме реального времени. Вот я открываю своё мобильное приложение (Simple доступен на iOS и Android. — Прим. ред.), и передо мной все транзакции. Здесь всё разделено по категориям: еда и напитки, транспорт, образование, здоровье и другое. Таким образом я получаю полную картину о том, куда и как часто трачу свои деньги.

У нас есть, например, функция Safe-to-Spend. Это значит, что мне на экран выводится та сумма, которую я могу сегодня потратить совершенно безболезненно для своего завтра. Она формируется в соответствии с поставленными заранее целями, которые я сам себе наметил в настройках.

 

Планы

Мы сейчас растём довольно быстро, пользователи нас любят. Будем и дальше работать над упрощением системы, следить за изменениями интересов клиентов. Сейчас мы фокусируемся не только на наращивании аудитории, но и задумываемся над типом пользователей, что поможет подняться на ступень выше и обратиться к пользователям других стран. 

 

Советы

Верьте в себя и свои силы. Если у вас есть свой набор принципов, вы всегда знаете, где и как можете пойти на компромисс. Всегда держите в голове свой взгляд на то, как всё должно выглядеть. Ваши принципы не должны вступать в конфликт с вашими действиями, но должны найти тот путь, который позволит вам работать с успехом и дальше.

Опирайтесь на новые технологии, но помните, что это далеко не всё, что нужно.

Джоша Райха можно будет услышать в Москве на конференции «Деньги будущего».

Автор: Алина Толмачева

Фото: https://simple.com/