Рынок доставки ингредиентов для приготовления обедов переживает бум развития. Почти одновременно возникли несколько конкурирующих компаний с похожими концепциями и начали соревноваться за внимание пока ещё немногочисленной аудитории.

Создатели сервиса «Готовьте дома!» отличаются от коллег не только особенностями меню, но и позиционированием. Они предлагают свои блюда хозяйкам, которые пока не очень уверенно чувствуют себя на кухне и не могут рассчитать ингредиенты на глазок. Такая концепция приносит друзьям 280 000-300 000 рублей выручки в месяц.

 

Дмитрий Федоров. Изображение № 1.Дмитрий Федоров

 

 

Сергей ШИЛЯЕВ, Дмитрий ФЁДОРОВ, Александр БУТКО, Максим БОНДАРЕВ

Cоучредители компании «Готовьте дома!»

Идея

Дмитрий: 

Идея создать такой сервис в России возникла у меня полтора года назад. Я как-то сидел в интернете и наткнулся на один из подобных проектов за границей. Я подумал: «О, интересно, а у нас в стране ещё такого нет». У меня есть небольшая книжечка, куда я записываю все свои интересные идеи. Там у меня эта идея хранилась, и в конце прошлого года я наконец-то для неё созрел. Я поговорил с Сашей и с Сергеем, рассказал им, что это за проект, они заинтересовались, дали добро — и летом 2013 года мы начали свою жизнь как сервис доставки еды «Готовьте дома!».

Сергей: 

Перед тем как начать, мы внимательно изучили российский и зарубежный рынок. В Германии, Австрии и Швеции таких сервисов оказалось очень много. В одной маленькой Швеции, например, их порядка 30 штук. И все они очень успешны. 

 

Люди подписываются на один из таких сайтов где-то на полгода-год, каждую неделю получают свою порцию продуктов и даже не представляют, что может быть по-другому. Для российского гражданина всё это весьма необычно и непонятно. Поэтому, планируя проект, мы решили отказаться от длительной подписки. Мы адаптировались под российские реалии и сделали условно «недельные заказы»: можно заказать блюда либо на три, либо на пять дней. Мы не стали охватывать всю неделю полностью, поскольку в выходные многие предпочитают обедать вне дома. Да и зачастую, заказав блюда на три дня, например, вы можете есть их все пять, потому что у нас очень щедрые порции, каждая их которых весит примерно полкило.

 

Сайт

Разработку сайта начали в декабре 2012 года. В это время к нам присоединился Максим Бондарев — четвёртый участник нашего трудового коллектива. До этого нас было трое; все учредители когда-то работали вместе в одной инвестиционной компании.

Максим весь сайт сделал сам. Правда, это заняло много времени, но это того стоило. Сайт такого уровня на рынке стоит 700 000-900 000 рублей, нам же всё обошлось куда дешевле. Мы платили только за дизайн, размещение на хостинге и домен. 

В середине июля мы стали принимать первые заказы. И это было неудачное решение, поскольку лето — чрезвычайно тяжёлое время для всего пищевого бизнеса. Люди хотят гулять, купаться, загорать и есть мороженое, а не вертеться дома возле плиты. В Европе сервисы, подобные нашему, на лето, наоборот, закрываются, вешая на сайт баннер «Мы ушли на каникулы», а мы взяли и открылись в самый разгар мёртвого сезона. Несмотря на всю провальность этого шага, мы пошли на него осознанно: хотели отработать все технологические процессы на небольшой аудитории, чтобы к сентябрю устранить все ошибки и встретить наплыв пользователей во всеоружии. Но так получилось, что, кроме упаковки (теперь каждое блюдо упаковано в отдельный бумажный пакет), мы больше ничего не стали менять. Многие из тех, кто заказывал у нас блюда тогда, продолжают это делать.

 

«Готовьте дома!»: Как сервис доставки продуктов учит кулинарии. Изображение № 3.

 

Клиенты

Максим:

Наши клиенты — это люди среднего класса. У них нет задачи сэкономить, поскольку для этого можно поехать в «Ашан». Наш пользователь хочет удобства. Он не желает ходить по магазину, смотреть на прилавки и думать: «Что же я буду готовить всю неделю?» Ему нужно, чтобы кто-нибудь подумал об этом за него. 60% — это женщины, жёны работающих мужей. Многие хотят научиться готовить, а от нас они получают и рецепт, и ингредиенты в нужной пропорции. 

 

Выручка

За первый месяц нашей работы мы с горем пополам натянули на то, чтобы окупить аренду и какие-то основные расходы: заработали чуть больше 40 000 рублей. Примерно в таких цифрах мы прожили всё лето. А в сентябре народ начал уже просыпаться, и заказов стало куда больше.

Сегодня в месяц мы зарабатываем порядка 280 000-300 000 рублей. Пока мы ещё не отбили вложенный в проект миллион, однако и не надеялись сделать это так быстро. Когда мы начинали бизнес, никто из нас не имел опыта не то что в этой сфере, а вообще в общепите. Мы рассчитывали вернуть потраченные деньги через год. 

 

Продукты

Как вы думаете, где закупаются 99% ресторанов города? В METRO. И мы не стали исключением. Прежде чем прийти к этому, мы изучили и все эти продуктовые рынки, но оказалось, что качество продуктов там даже хуже, чем в обычных супермаркетах. Потом мы решили попробовать модные сейчас фермерские продукты, но это одна большая профанация, потому что, на наш взгляд, ничем от товаров из обычных магазинов они не отличаются. Плюс ко всему, не гарантировано однородное качество продуктов.

По мясу у нас есть договорённость с компанией «Мясновъ». Мы сами в своё время пробовали их продукцию, нам очень понравилось, решили с ними сотрудничать. Хотя как такового контракта у нас с ними нет.

 

Как такового контракта у нас с ними нет. Мы им просто звоним и говорим, сколько нужно свинины, сколько говядины, сколько птицы, сколько субпродуктов. И так мы по факту клиентских заявок заказываем мясо у них каждую субботу. В воскресенье утром получаем его свежайшим, режем, фасуем в вакуумную упаковку в соответствии с рецептами и днем уже начинаем развозить заказы.

Единственная проблема возникает у нас с рыбой. Мы спрашивали у наших знакомых, которые уже давно варятся в ресторанном бизнесе, где  найти качественную рыбу, надеясь на то, что у них есть какие-то свои поставщики. Но ничего подобного. Они покупают рыбу в том же METRO. Поэтому мы пока тоже покупаем её там.

 

Рецепты

У нас есть пара своих шеф-поваров, которые придумывают блюда и готовят их для составления рецептов. А нашли мы их через знакомых и друзей: мы дали устное объявление, их заинтересовал наш проект, и они стали с нами сотрудничать.

Александр Бутко. Изображение № 4.Александр Бутко

 

Оборудование

Мы вложили в проект около миллиона рублей, большая часть из которых ушла на покупку оборудования. Мы покупали хорошие новые холодильники, специальные камеры для заморозки продуктов, машины для их вакуумирования. Всё это обошлось примерно в 600 000 рублей. Конечно, может быть, если бы мы заказывали оборудование из-за границы, оно бы стоило дешевле. Однако на это бы ушло больше времени, а мы не хотели ждать. К тому же, покупая оборудование в Москве, мы получили гарантию и бесплатное техобслуживание.

 

Аренда

Наши проблемы с арендой начались в тот момент, когда в Москве запретили все ларьки. Места, которые были пригодны для нас — небольшие технические помещения на первых этажах, — забрали бывшие владельцы ларьков.

Мы также позиционируем
себя как кулинарную школу. Мы думаем за клиента,
мы учим людей готовить

 

И если таких помещений раньше было достаточно много, то теперь их почти не осталось. Поэтому место мы искали очень долго — почти полгода. Мы находили очень хорошие варианты, но все они были гигантские, а нам совершенно не нужно было 500 м2, мы же не храним складские запасы продуктов, а практически сразу всё развозим. 

В конце мая мы нашли отличное помещение в 40 квадратов, за которое платим 45 000 рублей в месяц.

 

Конкуренты

Самым главным нашим конкурентом на сегодняшний момент является «ШефМаркет». Они были первопроходцами на рынке и сейчас являются лидерами в этом сегменте. В то время у них было статичное меню. У нас же набор блюд меняется каждую неделю, и они практически никогда не повторяются. Не так давно ребята из «ШефМаркета» тоже запустили недельные меню, они большие молодцы. Появились на рынке и другие новые игроки, но мы особо не переживаем, ведь рынок без конкуренции — это не рынок. И к тому же этот рынок для России, в отличие от Европы, крайне нов и непонятен, так что каждый новый игрок положительно влияет на него и участвует в формировании. 

Мы также позиционируем себя как кулинарную школу. Мы думаем за клиента, мы учим людей готовить. Поэтому наши рецепты достаточно подробные, с пошаговыми инструкциями и фотографиями каждой стадии процесса. Себестоимость каждого такого рецепта — 50-60 рублей. Человеку просто будет жалко выкидывать сей «шедевр». И постепенно они будут у него накапливаться, со временем превратятся в настоящую кулинарную книгу.

 

Сергей Шиляев. Изображение № 5.Сергей Шиляев

Есть, конечно, и много разных минусов по сравнению с конкурентами. Например, если человек не ест рыбу, на сайте «ШефМаркета» он может заказать любое исключающее её блюдо. Мы такой возможности предоставить не можем, наш продукт рассчитан на всеядного пользователя, и как показывает практика, они составляют большинство.

 

Планы

До сегодняшнего дня мы вкладывали в проект исключительно свои средства, однако мы поняли, что в таком режиме мы развиваемся верно, но медленно. Нам не хватает маркетинга, потому что пока у нас работает только сарафанное радио. Собственных денег на рекламу у нас нет, поэтому мы сейчас занялись поисками инвесторов.

Также мы хотим сделать точку с офлайновой выдачей заказа. Особой потребности в этом нет, поскольку временные рамки доставки нашего заказа мы всегда регулируем так, чтобы клиент был дома, однако некоторые всё-таки говорили о том, что им было бы удобнее самим забирать заказ: например, возвращаясь с работы. Но это, опять же, требует дополнительных инвестиций, а мы пока к этому не готовы.

Текст: Яна Бородюк

Фотографии: Мария Антонова