Проработав больше десяти лет в уголовном розыске, Дмитрий Талмаев решил отойти от службы и основать детективное агентство. Он собрал единомышленников и начал с небольших заказов, которые со временем становились крупнее. Основной специализацией стали корпоративные расследования.

Сейчас выручка агентства колеблется между 300 тысячами и 800 тысячами рублей в месяц. 

«Статус»

Частное детективное агентство 

   

Дата создания: апрель 2007 года

Деньги на старте: 50 тысяч рублей

 Status-da.ru

Как детективное агентство «Статус» проводит корпоративные расследования. Изображение № 1.

 

 

Дмитрий Талмаев

основатель агентства «Статус»

Как всё начиналось

Больше десяти лет я работал в уголовном розыске. Однажды я посчитал, что в рамках государственной структуры мне это больше не интересно. Перестала устраивать организация работы: много бумаг, ограниченная свобода действий, нет простора для творчества. Там есть определённые шаблоны, которыми предписано руководствоваться, но не всегда они приводят к успешным результатам, а выходить за их рамки порой себе дороже. Будучи детективом, можно придумывать какие-то комбинации, размышлять, а также не нужно терять времени на совещания.

В какой-то момент собралась группа из трёх коллег-единомышленников, и мы решили организовать агентство. Получить лицензию на частную детективную деятельность нетрудно: нужно юридическое образование, отсутствие судимости, психоневрологических заболеваний, также необходимо оплатить госпошлину — практически всё. Мы арендовали офис, купили компьютер, позже — автомобиль. Спустя какое-то время сделали сайт и визитки.

Вначале мы отрабатывали маленькие частные заказы, потом они стали крупнее. Помню первый заказ — клиентам нужно было определить, насколько профессиональна няня, которую им порекомендовали в кадровом агентстве. У них с самого начала были сомнения: женщина не проявляла должного мастерства. Выяснилось, что она никак не связана с педагогикой и никогда не работала няней, а рекомендации ей давала племянница.

 

 

 

Дела

Мы занимаемся корпоративными расследованиями — это когда собственники или руководство компании хотят установить, например, виновных в хищении средств, причину конфликта интересов, факт коррупции или злоупотребления со стороны менеджмента. Мы собираем информацию о конкурентах, о контрагентах, о рыночной среде — работа с физлицами почти сведена на нет. Иногда сотрудник знает, что у одной компании более выгодные условия, а договор заключает с другой, где цены на 30 % дороже. Мы устанавливаем аффилированность, умысел и доказываем это.

 

 

Другое направление — проверка контрагентов, позволяющая исключить ситуации, когда в адрес фирмы-однодневки отправляется партия товара без предоплаты. Также мы занимаемся проверкой анкетных данных кадров на достоверность — только с согласия проверяемых. Намного реже работаем над сбором сведений по гражданским делам. Это когда идёт, например, имущественный спор между бывшими супругами и нужно доказать, проживали ли они вместе, была ли совместная хозяйственная деятельность. Мы общаемся с соседями, собираем данные, а потом представляем их в суд.

Много обращений связано с возможными изменами супругов, но они поступают в кривой форме: приходит клиент и говорит, что нужны фотографии жены с любовником. Ну что это такое? Это не наш профиль, мы с этим не работаем. Семейными делами мы почти не занимаемся. Корпоративные расследования более интересные — и по содержанию, и по вознаграждению. Компании в любом случае располагают большими средствами для решения своих задач, нежели частные лица. Стабильный заказ в рамках закона — это то, что нам нужно.

Много обращений связано с возможными изменами супругов, но они поступают в кривой форме: приходит клиент и говорит, что нужны фотографии
жены с любовником

Как детективное агентство «Статус» проводит корпоративные расследования. Изображение № 2.

 

 

Трудности

Бизнес специфический. Мы собираем информацию, фиксируем её, а потом говорим заказчику: у нас есть подозрения, что вот эти люди нечисты на руку в силу тех и тех причин. Клиент либо принимает результат, либо нет. Заказчики иногда бывают с завышенными ожиданиями. Своё непонимание пытаются выдать за нашу ошибку, но мы же тут не в бирюльки играем — есть договор и прописанная форма отчётности. Однажды нас попросили собрать сведения о юрлице — это дата его регистрации, учредители, баланс, вид финансово-хозяйственной отчётности. Мы всё это предоставили клиенту, а он говорит: «Это мы и сами могли найти». На это я обычно отвечаю: «Машину я в принципе тоже могу сам отремонтировать, но все же гоню её а автосервис». Хотите — ради бога, делайте. Если есть желание, смекалка, всё получится.

Лжесвидетельство — это табу, тут ни о каких гонорарах речь идти даже не может, но все мы люди, ошибки случаются. У нас были проколы в каких-то мелочах, когда на выходе получалась не совсем полная информация, но патологических неточностей удаётся избежать.

 

 

 

Деньги

Подготовка информации по одному юрлицу стоит от 25 тысяч рублей. Участие в гражданских делах — от 75 тысяч рублей. Предварительный анализ ситуации, мониторинг сегмента, составление плана — от 50 тысяч рублей. Нормальное корпоративное расследование — это как минимум несколько сотен тысяч рублей. Простое займёт две-три недели, но некоторые затягиваются на несколько месяцев. Ежемесячная выручка составляет 300–800 тысяч рублей — всё зависит от количества и сложности заказов. Бывает так, что у нас сплошные минусы — приходится кредитоваться. Среди наших крупных клиентов — Samsung, группа компаний «Римера».

В первый год мы вообще не зарабатывали, только вкладывали. Бизнес очень долгий: эффект от него приходит только через пять лет, а то и позже. До этого агентство работает на самоокупаемость, имя, сбор источников, набирается опыта. После 10–15 лет можно будет сказать, что детектив стабилен, нормально работает и крепко сидит на рынке. Часто бывает, что человек открывает агентство, но спустя год исчезает. Начинать здесь очень тяжело: услуги специфические, многое основано на доверии.

 

 

 

Рынок

Вот есть крупный бизнес, средний, мелкий, а есть микробизнес. У нас микро-микро-микро-бизнес. Есть, конечно, очень мощные консалтинговые и информационные компании, а также те, кто предоставляет консультации по безопасности, — там обороты могут быть больше. Детективное агентство — более специализированная структура. Крупных агентств в силу специфики бизнеса в России нет. Там ведь работают максимум два-четыре человека из постоянного состава.

 

Как детективное агентство «Статус» проводит корпоративные расследования. Изображение № 3.

 

 

Команда

Количество сотрудников для детективного агентства не имеет принципиального значения. Для выполнения многих задач достаточно двух-трёх человек — это уже огромные силы и средства. У нас в штате четыре человека. Постоянные сотрудники выполняют поиск и сбор информации, а если рук не хватает, мы привлекаем людей извне, поэтому много специалистов находятся на аутсорсе. Обычно это аналитики — они сидят дома, проводят мониторинг, работают в интернете. Я ставлю задачу перед ними и получаю результат.

 

Продвижение

Клиентов с самого начала привлекали с помощью интернет-рекламы — в основном мы используем SEO-продвижение. Что касается рекламы, мы пробовали и контекст, и размещения в газетах, но SEO работает максимально эффективно.

Проблемы личного свойства, с которыми обращаются частные лица, обычно очень деликатные, и об этом не всегда можно рассказать друзьям. Но мы в основном работаем с компаниями, а там сарафанное радио работает отлично.

 

Примеры из практики

Однажды мы проверяли человека, который работал под чужой фамилией — хотел присвоить себе перечисленные в качестве аванса деньги. Он получил 3 миллиона рублей на проведение строительных работ, а отработал в итоге только на 200 тысяч и исчез. Мы искали его месяца три. Использовали поисковые программы, находили телефоны в объявлениях, опрашивали его подручных. Потом нашлись и другие фирмы, где он тоже обманул людей. Мы его вызвали на встречу под благовидным предлогом — продавать автомобиль. Так мы задержали его с заказчиком и с полицией.

Иногда мы занимаемся поиском людей. Как-то к нам пришла женщина: в 60-х годах она с мамой уехала из Иркутской области, а там остались её отец и два брата. С тех пор она ничего не знала о них. Через телефонные справочники мы нашли контакты её братьев — они живут в Питере, а отец в 80-х сидел в тюрьме, где подорвал своё здоровье, потом умер. Мы нашли могилу отца, показали ей место захоронения. Когда мы беседовали с ней, она едва верила, что это правда.

 

Как детективное агентство «Статус» проводит корпоративные расследования. Изображение № 4.

 

 

Рамки закона

В фильмах всё это очень хорошо и ладно показывают — детектив подъезжает к дому на красивой машине, заходит, втирается в доверие, взламывает пароль на компьютере и быстро выводит всех на чистую воду. В жизни всё сложнее. Закон «О частной детективной и охранной деятельности» не даёт особенно много полномочий. Это просто определённый статус, обычный регламентируемый вид деятельности. Адвокат хотя бы может выступать участником уголовного процесса, но про детектива пока речь не идёт — по уголовным делам мы тоже можем собирать сведения, уведомив следователя, но это не обязывает его использовать эти сведения как доказательства.

 

 

Внедрение своего человека в организацию — это оперативно-разыскное мероприятие. Его можно делать только сотруднику органов внутренних дел либо службе безопасности. Наблюдение может устанавливаться только с согласия собственника или арендатора помещения. Пеленговать номера телефонов мы вообще не имеем права. Поэтому мы пользуемся доступными ресурсами: общаемся с людьми, запрашиваем информацию в регионах, активно используем интернет. Всё необходимое есть в открытом доступе. Существует много хороших, но платных источников — это информационные системы с данными о юрлицах, например «Спарк», «Интегрум», «Контур фокус». Но использование таких систем — вопрос финансовой целесообразности. Если вам нужны данные один-два раза в месяц, платить деньги за подписку невыгодно.

Приходит, например, клиент и говорит: «Нас интересует вот этот человек: где он живёт, во сколько бывает дома
и на чём он ездит».
Это не к нам.

 

Кроме этого, иногда мы выявляем сотрудников, которые сливают информацию о компании конкурентам. Если это специальная информация, доступ к ней имеет ограниченный круг людей. После того как мы его определим, можно оборудовать рабочее помещение видеокамерами.

Мы не берёмся за заказы, когда нам не ясны цели заказчика. Приходит, например, клиент и говорит: «Нас интересует вот этот человек: где он живёт, во сколько бывает дома и на чём он ездит». Это не к нам. Как такая информация будет использована? Вдруг в отношении лица хотят совершить какие-то противоправные действия, например побить его. Если это произойдёт, нас могут признать соучастниками преступления. Зачем нам это надо? Всегда важно знать, для чего людям нужна информация. Мы за справедливость.

 

фотографии: Артем Голощапов

Текст: Алина Толмачёва