Четыре года назад Андрей Исупов захотел сделать робота-паука методом 3D-моделирования. Изучив рынок, он вместе с сокурсником из института электронной техники решил заняться производством 3D-принтеров самостоятельно. Их компания Picaso 3D разработала несколько моделей и вышла на самоокупаемость за два года. Исупов рассказал The Village о том, как 3D-печать может упростить жизнь и почему в России её мало кто использует.

Picaso 3D

Студия трёхмерной печати

Бюджет на старт: 500 тысяч рублей

доход за 2013 год: 13 миллионов рублей

Дата создания: 2011 год

Picaso-3d.ru

Как наладить производство 
3D-принтеров в Москве. Изображение № 1.

 

Андрей ИСУПОВ
Генеральный директор Picaso 3D

Как всё начиналось

Я оканчивал четвёртый курс МИЭТа, защищал диплом бакалавра. Я искал, из чего можно сделать корпус для моего шестипалого паука-робота с микропроцессорной системой управления. В интернете случайно наткнулся на 3D-принтеры. Это был 2010 год, персональные принтеры были сложны в эксплуатации, собрать их мог только специалист, а в России о 3D-печати знали единицы.

С однокурсником Максимом (Максим Анисимов — партнёр Исупова. — Прим. The Village) мы заказали один комплект для сборки принтера из Канады. На комплектующие и инструменты потратили 500 тысяч рублей. Возились долго. У нас сразу же появились идеи, как принтер можно усовершенствовать. Паук был забыт.

 

Первые шаги

Нашу первую модель Gen-X мы собирали вручную в небольшой комнатке квартиры на первом этаже. Пластиковые детали для прототипа напечатали на канадском 3D-принтере. В то время мы назывались «Кипарис». Все в команде были выпускниками МИЭТа. У нас был простенький сайт, работали как обычное конструкторское бюро, никакого брендинга.

Первыми покупателями стали предприниматели, которым было любопытно попробовать новую технологию. Не было и речи о маркетинге, отслеживании клиентов, повышении лояльности. Тогда мы продавали одну машину за 60 тысяч рублей, за несколько месяцев у нас купили примерно шестьдесят-восемьдесят принтеров.

Нам подсказали, что можно производить больше, если использовать технологию литья в силикон. Это стало новым этапом производства, в месяц получалось уже от пятидесяти до ста машин. По такому принципу производилась вторая модель — Picaso Builder. От Gen-X новый принтер отличался, например, автоматической калибровкой платформы и повышенным качеством печати.

Builder стал первым серийным устройством, к выпуску которого мы подошли настолько серьёзно. Разработали упаковку, написали инструкцию. И продали больше трёхсот штук по всей России с весны до декабря 2013 года.

А с декабря стартовала новая машина — Picaso Designer, — наш флагманский продукт теперь. По сравнению с прошлыми моделями, Designer надёжнее и имеет ряд преимуществ по качеству печати.

Мы можем отсканировать человека и напечатать его бюст — пусть ставит на полку
и радуется

Сейчас студия находится в здании бывшего НИИ напротив МИЭТа в Зеленограде. Здесь и происходит сборка: сначала детали проходят минимальную обработку на токарном станке, затем вручную собираем узлы. Семьдесят процентов деталей — российские. Многие детали поставляются практически готовыми, поэтому нет необходимости приобретать фрезерный и лазерный станки и выстраивать систему металлообработки.

Мы работаем с разными заводами, в том числе с зеленоградскими, которые производят комплектующие по разработанной нами конструкторской документации. Из тридцати сотрудников непосредственно сборкой занимаются десять, остальные отвечают за разработку, продажи, маркетинг, логистику.

Как наладить производство 
3D-принтеров в Москве. Изображение № 2.

Деньги

Летом 2011 года, когда компания только создавалась, на профильной выставке нас приметил «Зеленоградский нанотехнологический центр» (входит в структуры «Роснано»). ЗНЦ вложил 2 миллиона рублей в обмен на 25 % компании, столько же вложили «Фонд Бортника» и Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы в виде субсидий.

В 2013 году принтеров предыдущей модели, Picaso 3D Builder, продали на 13 миллионов рублей. В 2014 году было решено снять модель с производства и запустить устройство следующего поколения — Picaso 3D Designer. В первом квартале 2014 года новой модели продали больше, чем всех принтеров за весь 2013 год, хотя её стоимость выше: 99 тысяч рублей против 60 тысяч рублей.

 

Конкуренты

Мы делим конкурентов на зарубежных — Европа, Америка, Китай — и российских. Российских немного — PrintBox, Nova и Space Monkey Gorilla (последние, правда, из другого сегмента, у нас разные размеры печатной камеры). Из зарубежных самые раскрученные — Makerbot, 3D Systems, Ultimaker. В Китае тоже большой спектр машин, но они дешёвые, ломкие, низкокачественные. За всеми конкурентами наблюдаем, знаем плюсы и минусы каждого, но никого не боимся: найти место на рынке можно всем.

Существует несколько технологий 3D-печати. В студии используется FDM (Fused Deposition Modeling), с помощью которой удаётся создать законченный функциональный прототип: можно снять модель с принтера и сразу использовать. Например, когда у электроквадроцикла сломалась несущая шестерёнка, держащая колесо, мы распечатали новую, тут же установили, и она держится уже два года.

Прочность распечатанных прототипов высока, их можно использовать даже в авиапромышленности, в производстве беспилотников.

 

Технология печати

Чтобы напечатать прототип, нужна виртуальная модель. Получают её несколькими способами. Например, 3D-сканирование: мы можем отсканировать человека и напечатать его бюст — пусть ставит на полку и радуется. Второй вариант — дизайнерское или инженерное проектирование. Это не так уж сложно, моя шестнадцатилетняя сестра освоила инженерную среду проектирования, чтобы рисовать животных и абстракции. Самый простой способ — скачать модель в интернете. В банках моделей есть практически всё — от чехлов для телефонов до машин, тракторов и архитектурных сооружений.

В принтер загружается катушка с пластиковой нитью, сопло на платформе начинает рисовать контур, закрашивает его, как карандашом, затем перемещается наверх слой за слоем. Максимальный размер выходного прототипа — 200 на 200 на 210 сантиметров. Можно сделать модель из нескольких частей.

Как наладить производство 
3D-принтеров в Москве. Изображение № 5.

Реклама

Деньги в рекламу мы не вкладываем: о нас узнают либо по сарафанному радио, либо от дистрибьюторов, либо из обзоров на профессиональных сайтах.

Знают нас и благодаря форумам. Компания старается крутиться и попадать куда только возможно. Наш принтер ездил на выставку промышленного оборудования, технологий и материалов Hannover Messe, «Евромолд», были также на «Роснанотехе», «Новой электронике». Даже на «Открытом воздухе», фестивале Seasons, «Делай фесте» и на «Балу роботов» появлялись.

 

Клиенты и сферы применения продукции

Покупатели — архитекторы, дизайнеры, инженеры, робототехники. Приходят и частники. Например, недавно клиент купил принтер в подарок дочери.

Один наш принтер используется в медицине: на нём печатают прототип челюсти и отрабатывают методику изготовления коронок. Ещё одна модель находится в «Студии Артемия Лебедева», в отделе промышленного дизайна.

Архитекторы рассказали, что на изготовление одного градостроительного макета вручную уходит две недели труда (а один человеко-час на рынке архитекторов стоит 180 рублей). С принтером — неделя, и даже свободное время остаётся. 3D-печать сокращает издержки в три раза. Если рассчитать экономическую эффективность исходя из количества проектов в месяц, устройство окупится за полгода. За рубежом спектр применения 3D-печати, конечно, шире — от пиара и медиа до военной техники, тяжёлой промышленности, медицины.

 

Планы

Мы будем заниматься модернизацией и доработкой софта. Есть планы улучшения моделей принтера и создания новых устройств. На горизонте два пути развития: выход на массовый рынок и улучшение характеристик для профессионалов.

Принтеры войдут в повседневную жизнь, если они станут дешевле и вокруг них сформируется экосистема. Принтерами должен заинтересоваться малый бизнес, который будет предлагать смежные услуги — от рисования 3D-моделей до сервисных работ.

 

Текст: Екатерина Фомина

Фотографии: Вера Мишурина