Однажды студент Высшей школы экономики Олег Гуськов захотел сделать небольшой подарок своей девушке, но не нашёл в магазине сладостей ничего интересного. Тогда он подумал, что хорошо бы делать шоколадки с разными наполнителями на заказ. Он закупил сырьё, договорился с рестораном о штучном производстве и окупил затраты за три месяца. Сейчас Mixville может выпускать до трёх тысяч шоколадок в день, в ассортименте также мюсли, макаруны и торты. Выручка компании в этом году должна достигнуть примерно трёх миллионов долларов. The Village узнал, как работает этот бизнес.

Mixville

Сфера: онлайн-кондитерская

Деньги на старте: 120 тысяч рублей

Дата основания: 2012 год

 Mixville.ru

 

Олег Гуськов
основатель Mixville

Как всё начиналось

Я приехал с Украины, поступил в Международный институт экономики и финансов при Высшей школе экономики и сразу искал способы заработать денег. Идея бизнеса пришла мне в голову в начале второго курса. Тогда произошло очень много совпадений. Я получил деньги в букмекерской конторе: увлекался этим, просчитывал статистику, поставил на свою любимую команду и выиграл. На той же неделе я пошёл в магазин выбирать подарок своей подруге и понял, что рынок шоколада в России очень неразвитый. Есть шоколад с изюмом, фундуком, а вот с клюквой или корицей — нет. Тем же вечером мы с другом уже сидели в Starbucks и рисовали на салфетке будущий сайт. Через месяц мы стартовали.

Составили бизнес-план, отправили его на разные конкурсы и выиграли поездку в Лондон: Вышка и Лондонская школа экономики организовывали там обучение, точнее некую бизнес-тусовку. Учёбу во ВШЭ я бросил, поскольку у меня встал выбор: либо продолжить обучение, либо выиграть грант. Родителям об этом я сообщил постфактум, позвонив им из Лондона. Они потом cо мной месяцев пять не разговаривали. У меня очень консервативные родители, которые к бизнесу относятся как к чему-то криминальному и не совсем правильному. 

 

 

 

Деньги на старте

Стартовый капитал составил 120 тысяч рублей. Это те сто тысяч, что я выиграл в букмекерской конторе, и ещё двадцать я добавил из своих запасов. На эти деньги не могли потянуть своё производство. Поэтому мы обзвонили около тысячи ресторанов в Москве: мы предлагали делать для нас шоколад. В итоге договорились с рестораном «Палаццо Дукале». На производство мы почти не тратились — только на упаковку и ингредиенты. Мы их сами закупали, привозили всё в ресторан и платили ему по 15 рублей за каждую шоколадку.

Цикл производства выглядит так: мы закупаем шоколад из Бельгии, затем в ресторане его темперируют (то есть растапливают), разливают по формам, добавляют сверху дополнительные ингредиенты, помещают в холодильные камеры на два часа. Потом проверка, упаковка — и вуаля.

 

 

Заказы поступают в единую систему, оттуда автоматически распечатываются и каждый день в 10 утра передаются кондитерам. День уходит на изготовление, а за ночь фасовщики раскладывают всю продукцию по пакетам, которые отправляются к клиентам уже с помощью собственной службы доставки. Сейчас мы можем обрабатывать до полутора тысяч разных заказов. Если товар однотипный, за день можем сделать до трёх тысяч штук.

Заказы бывают разные. Недавно заказывали огромную полуторакилограммовую шоколадку «Выходи за меня». Мужчина таким образом сделал девушке предложение. А вообще такие дикие сочетания бывают иногда: шоколад с перцем, с солью, лакрицей, или вариант с мармеладом, солью, перцем и базиликом. Если человек хочет шоколадку с миндалём, то найдёт её в магазине, а если с клубникой и солью — то только к нам.

 

 

 

Продвижение

В начале, когда на рекламу денег не было, мы полулегально развешивали в Вышке объявления. В социальных сетях новостная лента была полностью наша: друзья размещали наши посты и рассказывали о нас. Клиенты пошли в первый же день — это были друзья и друзья друзей. На месяц нам этого хватило, а когда появились деньги, мы стали размещать контекстную рекламу и продвигаться в соцсетях.

Мы окупили вложения недели за три. У нас была дикая маржа — процентов 80. После первого года работы мы открыли своё производство — 20 квадратных метров. Через восемь месяцев переехали в 200 квадратных метров, там у нас уже был офис и сотрудники. Сейчас мы уже снимаем большой цех на две тысячи квадратных метров. У нас уже большое количество персонала, сейчас 55 человек без учёта курьеров. 

 

 

 

Команда

Мне больше нравится креатив, развитие, а не логистика и бухгалтерия, поэтому я сразу позвал очень ответственного человека с моего курса помогать. Сначала у нас не было денег: заказы возили мы сами, чтобы больше денег положить в ящик и потом инвестировать.

Мы платили людям немного, но потом убедились, что скупой платит дважды. Попадались люди, которых ты увольняешь, а они тебе грозятся квартиру, производство и машину спалить — так у нас было с одним кондитером. Полгода понадобилось на то, чтобы осознать эту ошибку и начать нанимать крутых профессионалов за хорошие деньги. Практика стартапа показывает, что без этих людей ты просто не вырастешь.

Мы очень долго искали шеф-повара. Мы понимали, что это самый важный человек в кондитерском бизнесе. Сейчас у нас работает француз Али Беллум. До этого он был и диджеем, и массажистом, и шеф-поваром во Франции. Потом он ненадолго приехал в Россию, встретил девушку своей мечты и остался.

С ним мы сразу сошлись: Али хотел такую команду, которая бы его уважала и разрешала ему слушать музыку на рабочем месте. А нам как раз нужен был такой неконсервативный парень. Для нас очень важно сохранить дружескую атмосферу в компании. У Али европейский подход: очень правильный, очень научный и в то же время креативный.

 

 

 

Расширение ассортимента

За два дня до открытия сайта я подумал, почему бы нам не делать мюсли: это такой популярный продукт в Европе и ингредиенты по сути те же самые — нужно только упаковку заказать. Мы стали добавлять ещё один продукт на сайт — запуск затянулся ещё на три недели.

Первые два продукта были пальцем в небо, то есть мы их выбрали без всякого анализа рынка. Потом стали делать серьёзные исследования и запустили макаруны. Потом были чай и кофе как сопутствующие товары. Потом стали делать торты, потому что поняли, что тема очень перспективная — несмотря на дикую конкуренцию, никто нормально их не делает. Последнее, что мы запустили, — свежие фрукты в шоколаде. Свежая клубника в шоколаде хранится пять дней. Мы специально вызывали экспертов из Германии, которые долго нам разрабатывали технологию.

Ассортимент так называемой кастомайз-продукции в Европе огромный. Там что угодно можно создать индивидуально — хоть корм для кошки. А в России стопроцентных конкурентов у нас нет, только в отдельных нишах: макаруны делает MonBon, гранолу — Barbarum. В то же время любая компания, которая продаёт подарки, — наш конкурент. Потому что люди всегда могут выбрать вместо нашей продукции подарить за те же деньги бутылку вина и дешёвую шоколадку.

 

 

 

Продажи

У нас уже в три раза вырос средний чек: поначалу был 800 рублей, сейчас 2310 рублей. В прошлом году оборот компании составил 1,4 миллиона долларов. В этом году вырастем примерно в 2,5 раза — во многом за счёт открытия своих магазинов.

У нас несколько каналов продаж. Основной — это сайт. Второе направление — магазины, кофейни и подобные заведения. Например, мы поставляем макаруны в «Кофехауз», Coffeeshop, «Кофеин» и «Бахетле», а мюсли — в аптечную сеть «Ригла». Пробовали работать с Red Еspresso — с ними не получилось, посколько мы им продавали продукцию по одной цене, они её накручивали в шесть раз, и, естественно, ничего не продавалось. Кроме того, мы работаем с корпоративными клиентами. Это главный заказчик на праздники — на 8 Марта и Новый год, когда компании массово закупают подарки. Четвёртое направление только открываем — это офлайн-магазины, где человек может купить всю нашу продукцию. Пока у нас только две точки, планируем довести их число до 30.

 

 

 

Клиенты

52 % наших клиентов — это люди, которые сделали больше одного заказа. В среднем наш человек делает 4,5 заказа в год. Наш главный клиент — это молодая девушка от 22 до 45 из большого города, которая любит себя периодически побаловать — их 90 %, а остальные 10 % — это парни, которые всё равно делают подарки своим девушкам.

У нас был не очень успешный опыт работы в регионах. Мы хотели проникнуть в Санкт-Петербург, но потом осознали, что не совсем понимаем местного клиента: люди там очень странные. В Москве среднее время нахождения на сайте — 10 минут, в Питере — около 40. Клиенты там вечно звонят, задают очень много вопросов, требуют сертификаты, если курьер на 10 минут опаздывает, то просто отказываются от заказа, а потом жалуются. Мы это сначала не просчитали, а потом решили этот регион закрыть, потому что он не окупает себя.

 

 

 

Сезонность

У нас очень сезонный бизнес. Ближе к осени люди начинают больше заказывать сладости к чаю на подарки и т. п. Летом все брали фрукты в шоколаде и гранолу — мы преподносим их как лёгкие диетические продукты. Так мы стараемся сглаживать сезонность.

Сейчас мы в среднем выполняем около двух тысяч заказов в месяц. Перед Новым годом их число начинает расти — в этот период мы зарабатываем 40 % от годовой выручки. С 25 декабря количество заказов вырастает в 20–30 раз. Первый Новый год был полнейший аврал, мы три ночи не спали. Непонятно, откуда о нас узнавали люди: мы только запустили сайт, ещё и рекламы по сути не было. Были и обычные заказы, и на 20 тысяч шоколадок от корпоративных клиентов. Ты не думаешь, как ты будешь это делать, и всем отвечаешь да. В первый Новый год мы сами работали и друзей привлекали. В итоге, сделав все заказы, домой мы дошли в 10 вечера пешком, потому что всё потратили, не осталось на такси.

 

 

 

Планы

Хотим стать игроками № 1 на рынке доставки сладостей в России. Здесь есть кондитерские компании, но они почти не развивают онлайн-сегмент. В то же время мы настроены открывать больше точек офлайн, потому что сейчас уже видим, как это прибыльно, перспективно и насколько онлайн взаимодействует с офлайном.

В июле инвестиционная компания Easy Fast Funny вложила в нас 1,3 миллиона долларов (до этого в компанию инвестировал фонд TargetVentures, сумма не раскрывается. — Прим. The Village). Они сразу сказали, что им нравится наша модель, но они верят в тему островков с продукцией в торговых центрах. У нас с ними договорённость, что большую часть денег мы тратим на открытие своих точек.

 

 

Фотографии: Иван Гущин